12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
×
Для консультировании в месенджерах (whatsapp, telegram, viber) пишите на следующий номер: +79250096738
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема 3D-тур по офису
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
×
Для консультировании в месенджерах (whatsapp, telegram, viber) пишите на следующий номер: +79250096738

Исчерпание исключительного права на товарный знак

Порядок и условия исчерпания исключительного права на товарный знак регулируется в рамках действующего гражданского законодательства. Так, в соответствии со статьей 1487 Гражданского Кодекса, под исчерпанием исключительного права на товарный знак законодатель подразумевает использование этого товарного знака другими лицами, не правообладателем лично, в отношении маркированных товаров, введенных на территории страны в гражданский оборот, на которых использован товарный знак, находящийся под действующей правовой охраной. Исходя из этого, последующее использование на этих же товарах этого же товарного знака уже не является нарушением исключительных прав даже без получения разрешения правообладателя.

Следует отметить, что ввести в гражданский оборот товар с нанесенным на него товарным знаком может как сам правообладатель, так и другое лицо, получившее такое право на основании лицензионного или франчайзингового договора с правообладателем.

Дальнейшее использование на территории страны этого товара не считается нарушением исключительных прав правообладателя на товарный знак. Предположим, фирма «А» купила у фирмы «Б» два ящика мороженого «Морозко» для дальнейшей реализации в своем магазине. Поскольку фирма «А» не является правообладателем товарного знака «Морозко», но имеет договор на реализацию этого товара, то такие действия уже не будут считаться нарушением исключительных прав на товарный знак. И дополнительного разрешения от правообладателя на реализацию этого продукта, не требуется, поскольку товар маркирован производителем, он в соответствии с законом, правомерно введен в гражданский оборот на территории страны. То есть, законодатель этим подразумевает, что права на товар, на котором нанесен товарный знак, на который распространяется правовая охрана, считается исчерпанным.

Предусмотренное законом исчерпание прав относится к законно импортированным товарам, если они были правомерно введены в гражданский оборот за рубежом, а потом импортированы на территорию страны.

Такой принцип стал широко распространен и подтвержден нашей судебной практикой. В частности, постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.09 г. установило, что не может быть привлечено к ответственности за незаконное использование товарного знака юридическое лицо, которое на законных основаниях приобрело в другой стране и ввезло на территорию Российской Федерации автомобиль марки «Porshe», хотя на территории России уже существовал официальный дилер по продаже автомобилей этой марки. Этим разъяснением было установлено, что законный ввоз и законное приобретение товара под фирменной маркой, принадлежащей правообладателю, может после исчерпания исключительного права, свободно использоваться другими лицами, и это не будет считаться нарушением исключительных прав на товарный знак.

Подобную позицию заняли и суды страны, применяя в своих решениях принцип исчерпания исключительного права на товарный знак и в спорах с иностранными юридическими лицами. Вместе с тем, судебная практика устанавливает, что введение в гражданский оборот товара с товарным знаком без разрешения правообладателя и не им самим (не по лицензии и не по франшизе), считается противозаконным. Это же относится и к ввозу на территорию страны контрафактного товара, а также товара, который правомерно был введен в оборот за пределами страны по разрешению правообладателя, но ввезенный на территорию страны без разрешения правообладателя. Такие действия считаются незаконными, а лицо, их совершившее, подлежит привлечению к ответственности.

Действующими нормами Гражданского кодекса, установлен национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Высшие судебные инстанции со своей стороны, относят такой принцип и к международным правоотношениям, устанавливая и международный уровень распространения правовой нормы на исчерпание исключительного права правообладателей товарного знака. И правоведам такой принцип кажется разумным, поскольку действующее законодательство предусматривает право выбора конечного потребителя в ассортименте товара не только из отечественного рынка и производителя, но и зарубежные товары. Тем самым, запрет на распространение нормы исчерпания прав на международные товарно-рыночные отношения, создаст угрозу монополии национального производителя, что также идет вразрез с действующим антимонопольным законодательством. Любой гражданин имеет право выбирать для себя тот товар, который соответствует его нуждам и потребностям, и нет законом предусмотренных запретов на товары зарубежного производства.

Исходя из этого, юристами-практиками уже неоднократно были поданы предложения о том, чтобы исключить из статьи 1487 ГК правовой нормы об исчерпании прав только на территории Российской Федерации. Если это словосочетание будет убрано по их мнению, это создаст единый подход в правоприменительной практике в отношении товарных знаков и их правовой охраны.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
наверх