В соответствии с нормами четвертой части Гражданского Кодекса, правообладатели уникальных технических решений, имеющих статус изобретений, могут использовать и распоряжаться ими по своему усмотрению.
То есть правообладатель сам определяет, каким образом он будет использовать принадлежащую ему разработку, а также будет ли конкретное техническое решение передаваться третьим лицам в пользование по лицензионным или франчайзинговым договорам.
Но, как известно, практически из любого правила есть исключения. Законодатель в статье 1362 Гражданского Кодекса предусмотрел, что в отдельных ситуациях, права обладателей патентов на уникальные разработки могут быть существенно ограничены посредством института принудительного лицензирования.
Сущность принудительного лицензирования
Принудительное лицензирование базируется на идее правового стимулирования научно-технического прогресса, которая получила свое отражение еще в девятнадцатом веке в международной Конвенции по вопросам охраны промсобственности, которая была подписана в Париже одиннадцатью странами в 1883 году и действует в настоящее время.
На настоящее время к Конвенции присоединились еще около ста государств, среди которых был и Союз Советских Социалистических Республик, чьей правопреемницей сейчас выступает Россия.
Идея правового стимулирования научно-технического прогресса заключается в том, что промсобственность имеет большое значение для удовлетворения потребностей человека и общества, в связи с чем, нуждается в особом подходе правового регулирования.
С одной стороны, необходимо надежно защитить права обладателей патентов на объекты промсобственности, а с другой стороны - необходимо обеспечить эффективный гражданский оборот промсобственности, в целях развития научно-технической деятельности и покрытия в максимально возможном объеме материальных потребностей человека.
А это значит, что следует контролировать объем использования уникальных технических решений и в случаях, если выявляется, что разработка используется не слишком эффективно и при этом является востребованной, иметь рычаги воздействия на обладателя патента, позволяющие устранить эту проблему.
В этой связи принудительное лицензирование изобретений применяется в тех случаях, когда полезная, с точки зрения возможности ее использования, разработка применяется правообладателем недостаточно эффективно, что вызывает определенный дефицит на рынке и требует вмешательства государственных органов.
По смыслу правовой нормы 1362 ГК РФ суть принудительного лицензирования сводится к тому, что если правообладатель на протяжении четырех и более лет неэффективно использует изобретение, то в случае, если находится желающий использовать такую разработку и он обладает всеми необходимыми возможностями для этого (финансовыми, трудовыми, промышленными и т.д.), то правообладатель обязан заключить с ним лицензионный договор, независимо от своей воли.
Таким образом, принудительное лицензирование ограничивает права обладателей патентов на уникальные технические решения, но при этом восполняет материальные потребности человека и общества, что, безусловно, более важно в условиях действия международной политической установки на инновации.
Инициация принудительного лицензирования
Добиться принудительного лицензирования процесс довольно непростой, поскольку права обладателей патентов могут ограничиваться лишь в самых крайних случаях ради интересов всего общества в целом.
То есть, для того чтобы начать процесс принудительного лицензирования недостаточно одного желания заключить лицензионный договор по вопросам эксплуатации понравившейся разработки. Необходимо также соблюсти все условия в их совокупности, при которых принудительная лицензия может быть выдана.
Условия принудительного лицензирования:
-
Неэффективность использования разработки ее законным правообладателем.
Неэффективность может быть выражена как недостаточным объемом использования, так и отказом от использования. Наиболее частыми причинами отказа от использования или недостаточной эффективности использования бывают недостаток финансовых средств, орудий производства, утрата интереса к изобретению и пр. со стороны его правообладателя.
-
На момент подачи иска должно пройти не менее четырех лет
после получения правообладателем правоустанавливающего документа (патента). Здесь следует отметить, что датой отчета будет являться не та дата, когда выдавался правоустанавливающий документ (патент), а дата приоритета конкретной разработки, то есть дата принятия заявки на уникальное техническое решение сотрудниками Роспатента или сотрудниками патентного ведомства, находящегося на территории государства, подписавшего Парижскую Конвенцию;
-
Неэффективность использования существенным образом отражается на рынке,
то есть спрос на конкретные товары или услуги, при производстве которых необходимо использование конкретной разработки, не покрывается соответствующим предложением.
Если хотя бы одно из приведенных выше условий отсутствует, принудительное лицензирование инициировано не будет.
Процедура принудительного лицензирования разработки
Чтобы получить лицензию на разработку в принудительном порядке, согласно действующим правовым нормам необходимо обратиться в судебные органы с соответствующим исковым заявлением, в котором должны быть изложены все мотивы и аргументы, которыми руководствуется истец, желающий получить лицензию на уникальное техническое решение.
Также в иске требуется указать предполагаемый объем и условия использования уникального технического решения, порядок произведения расчетов и другие необходимые детали, связанные с использованием объекта промсобственности.
Обращаться по вопросам принудительного лицензирования следует в арбитражный суд.
Если в суде будет принято решение о том, что принудительный лицензионный договор должен быть заключен, то в судебном решении будет четко указано на каких условиях и в каком объеме разработка может быть использована истцом. Обычно суд исходит из средних показателей по использованию такого рода объектов промсобственности, относительно их примерной стоимости и объема использования.
Раньше, до вступления в действие четвертой главы Гражданского Кодекса, права обладателей патентов можно было ограничить при помощи принудительной лицензии посредством обычного мотивированного обращения в федеральный институт промсобственности (а конкретно в Палату по патентным спорам).
Из этого следует, что законодатель в четвертой части ГК пошел по пути максимально возможной защиты прав обладателей патентов, установив, что принудительное лицензирование возможно только через суд и только в тех случаях, когда это действительно необходимо для удовлетворения общественных интересов, а не желания одного конкретного человека или компании.
При этом в ходе судебного заседания у патентообладателя есть реальная возможность отстоять свои права на уникальное техническое решение, имеющее статус изобретения, если он докажет, что неэффективность использования разработки была вызвана уважительными причинами.
А в случае, если разработка касается технологии полупроводников, то принудительное лицензирование возможно лишь в тех случаях, когда это требуется для соблюдения публичных (государственных) интересов.
Более того, норма 1362 ГК предоставляет обладателям патентов право обратиться с исковыми требованиями о прекращении действия принудительной лицензии в случаях, когда одно или несколько условий, на основании которых лицензия была выдана в принудительном порядке, отпали и их повторное возникновение маловероятно. Это правило позволяет правообладателям защитить свои интересы и одновременно стимулирует их к эффективному использованию принадлежащих им полезных разработок.
Также следует отметить, что истец должен представить убедительные доказательства того, что в случае, если желаемая лицензия в принудительном порядке будет ему выдана, он сможет обеспечить эффективное использование уникального технического решения в той мере, в какой это необходимо для удовлетворения потребностей спроса. То есть истцу придется доказать суду, что у него самого достаточно финансовых, производственных, трудовых и иных инструментов для эффективного использования чужой полезной оригинальной разработки.
Принудительное лицензирование в настоящее время представляет собой адекватное компромиссное решение, позволяющее максимально учесть интересы как правообладателей, так и потребителей. При этом, у обладателей патентов всегда есть шанс вернуть свои утраченные позиции в случае, если они сумеют обеспечить эффективное использование полезной оригинальной разработки самостоятельно.