Товарные знаки, регистрируемые как географические обозначения, хотят запретить, а действующие - аннулировать.
Общественная палата считает, что такие знаки вводят покупателей в заблуждение и уже направила свои предложения в Роспатент, Суд по интеллектуальным правам, Министерство Культуры и промышленной торговли, Правительство РФ, а также во множество других ведомств и министерств.
Между производителями часто возникают споры потому, что потребителей вводят в заблуждение, так как товары вызывают у них ассоциации с определенным местом, например, "Нарзан", "Пармская ветчина". Эти товары так и останутся в категории наименования места происхождения товара (далее НМПТ). НМПТ включает в себя название местности, которая стала известна из-за определенного товара. На Западе- это шампанское, пармская ветчина, в России - вологодское масло, тульский пряник.
НМПТ могут использовать любые производители, которые работают в данном регионе и выпускаю продукт в соответствии со всеми нужными характеристиками. Если товар производится с нарушением - НМПТ отбирается.
В отличии от товарного знака, НМПТ в Российской Федерации всего 137. В настоящее время многие организации регистрируют в Федеральном Институте Промышленной Собственности (ФИПС) и торговые марки и НМПТ - про "запас".
Получается, что правообладатель знака под географическим названием может производить продукт, не соблюдая при этом требований данного региона и не нести никакой ответственности.
Существует ряд примеров, когда фирмы, зарегистрировав товарный знак, как географический, добивается запрета на НМПТ.
Одним из известных является спор между ООО "Гринтаун" из-за торговой марки "Сарова". Обе организации занимаются производством минеральной воды в Сарове. Эта вода как НМПТ аннулирована правообладателем товарного знака "Сарова" и, соответственно, ООО "Гринтаун" может предъявлять иски всем конкурентам, которые маркируют воду непосредственно по месту производства. Несмотря на это, регистрацию НМПТ "Сарова" вновь восстановили. И таких прецедентов много.