В 2018 году в России пройдут выборы президента. 20 декабря президиумом Верховного суда утвержден обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан. В документе также содержатся вопросы, связанные с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. Какие же объекты ИС можно использовать в предвыборной гонке?
Один из самых очевидных объектов, которые первыми бросаются в глаза – это эмблемы партий. Такая эмблема будет охраняться если она зарегистрирована в качестве товарного знака. Таким примером может служить товарный знак «Яблоко», который принадлежит политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" и был зарегистрирован в июле 2010 года. Для использования же товарного знака третьего лица необходимо заручиться согласием правообладателя, что должно быть подтверждено соответствующими доказательствами, в том числе лицензионным договором или письмом о согласии.
Далее можно выделить использование цитат из художественных произведений. Действие авторского права длится в течение всей жизни автора, а также 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В силу статьи 1282 Гражданского кодекса, после прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Следовательно, использование таких произведений возможно и в предвыборной агитации.
Достаточно часто в агитационных материалах размещены фотографии достопримечательностей. Само по себе такое фото не является нарушением. Однако, лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Поэтому, как и в случае с товарным знаком третьих лиц, для использования фотографии необходимо согласие автора.