Для чего защищают интеллектуальную собственность? Одни — чтобы заработать, другие — чтобы избежать проблем, а третьи — уже решить проблему. А зачем нужен товарный знак и что бывает, если его не регистрировать?
Что такое товарный знак?
Товарный знак - уникальное обозначение для индивидуализации товаров и услуг (изображение, фигуры, звуки, текст и т.д.). Компании регистрируют товарные знаки, чтобы их не могли использовать другие. Например, мелодия при запуске «Windows» или бутылка «Coca-Cola» — зарегистрированный товарный знак.
Если вы торгуете мороженным и регистрируете название «Морожко» в своем классе, ничего не помешает производителю холодильников зарегистрировать для себя этот же бренд в другом классе.
Исключение — общеизвестные знаки. Если вы ведете свой бизнес на всей территории России, ваш бренд узнаваем, то его можно признать общеизвестным. В данном случае без согласия правообладателя товарный знак не сможет использовать никто и ни в каких классах.
Зачем регистрировать товарный знак?
Основная причина — безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получит решение о регистрации товарного знака, то уже никто не сможет использовать его фирменное обозначение. За использование чужого товарного знака предусмотрен штраф от 10 тыс. до 5 млн. рублей.
Если заглянуть в практику арбитражных судов: более 22.000 решений только с участием товарного знака «Адидас», около 7.000 решений с «Найком» и более 2.000 решений по знаку «Рибок».
В большинстве этих решений мелких предпринимателей наказывали за незаконное использование бренда на суммы от 5 до 50 тыс. рублей в пользу истца. Например, «Адидас» получил более 110 млн. рублей компенсации.
Как выбрать товарный знак?
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не пришлось платить неустойки.
Если компания зарегистрировала товарный знак, и не пользуется им 3 года, то другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.
Если не регистрировать?
П р и м е р: в 2015 году Скайпу отказали в регистрации, потому что знак до степени смешения сходен с зарегистрированным товарным знаком телекомпании «Скай».
«Микрософт» договорились с телеканалом, что могут продолжать использовать логотип Скайпа, но не могут выпускать и продавать продукцию под этим брендом.
Если вы не регистрируете бренд, этим могут воспользоваться конкуренты: зарегистрировать ваш товарный знак - лишить бизнеса и прибыли.
Как проверить?
Например, свободен ли знак «Тинькоф»? Любой сервис скажет, что свободен. Но зарегистрировать его не дадут, так как он до степени смешения сходен с брендом «Тинькофф».
Детальную проверку можно провести обратившись к профессионалам, которые помогут защитить вас от недобросовестных участников рынка и бесплатно оценят «проходимость» вашего товарного знака