В последние дни января состоялось последнее заседание Палаты по патентным спорам российского патентного ведомства по вопросам отзыва свидетельств о НМПТ у производителей контрафактной минеральной воды, выпускаемой под марками “Ессентуки”. В итоге, прав на использование НМПТ лишились девятнадцать компаний-производителей минеральной воды. И теперь название “Ессентуки” под номерами 4 и 17 официально закреплено только за акционерным обществом “Кавминкурортресурсы” и ООО “Холод-розлив”.
Поводом для принятия такого решения послужили заявления двух вышеуказанных правообладателей свидетельств НМПТ “Ессентуки”, соответствующие решения арбитражных судов и распоряжение Правительства.
Суть конфликта
Спор вокруг “Ессентуков” между производителями разгорелся уже давно, но окончательно принял форму правового конфликта только весной прошлого года, когда две компании - реальные недропользователи Ессентукского источника обратились в Роспатент и в суды, обвинив остальных производителей “Ессентуков” в распространении контрафактной продукции. Проблема заключалась в том, что у девятнадцати заводов минеральных вод имелись соответствующие свидетельства о НМПТ, выданные Роспатентом, позволяющие им выпускать минеральную воду под названием “Ессентуки” под номерами 4 и 17. Однако ни один из этих производителей на сегодняшний день фактически не имеет доступа к Ессентукскому источнику. Поначалу, в частности, на момент получения свидетельств НМПТ эти компании действительно имели доступ к воде Ессентукского месторождения, но впоследствии, по различным причинам они его утратили. Теперь вода добывается ими из Нагутской скважины и не обладает соответствующими свойствами и минеральным составом “Ессентуков”. Формально, производители Нагутской минералки закон не нарушали, поскольку у них имелись свидетельства о НМПТ и они указывали на этикетках информацию о том, что вода добывается из Нагутской скважины. Однако, по факту их продукция была контрафактной и дизайн этикетки также способствовал введению потребителей в заблуждение, поскольку после слов “Производится в городе” крупными буквами следовало название “Ессентуки”, а наименование скважины печаталось с другой стороны этикетки и мелким шрифтом. Недропользователи Ессентукского источника доводили данную информацию до торговых сетей, но не нашли взаимопонимания. Не было возможности задействовать и правоохранительные органы, поскольку производители контрафакта располагали всеми необходимыми правоустанавливающими документами и по этой причине в отношении них не могло быть заведено административного или уголовного судопроизводства.
Почему 19 заводов утратили доступ к Ессентукскому источнику?
Действующее законодательство позволяет оформить НМПТ при наличии договора поставки с компанией-недропользователем. Другими словами, первоначально завод приобрел партию настоящей воды, зарегистрировал на основании договора поставки свидетельство НМПТ, которое имеет срок действия 10 лет, а после этого прекратил договорные отношения с недропользователем и начал продавать воду из другого источника, используя полученное ими ранее свидетельство НМПТ.
Какие санкции могут последовать дальше?
Дальнейшее развитие событий в рамках правового поля будет зависеть от фактических действий бывших производителей контрафактных “Ессентуков”. Отзыв свидетельств о НМПТ предполагает полную утрату прав на данное торговое наименование. Это значит, что если эти заводы в будущем продолжат выпуск контрафактной воды, законные правообладатели вправе обратиться в правоохранительные органы в целях пресечения нарушения их прав. Таком образом, нарушители, в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации, будут привлекаться к административной или уголовной ответственности.
Кроме этого, необходимо отметить, что в соответствии с нормами действующего законодательства, ответственность за продажу контрафактной продукции несет не только производитель контрафакта, но также и его продавец. Это значит, что ритейлеры, реализующие поддельную минералку тоже будут привлекаться к ответственности.