Изменения в гражданском законодательстве, внесенные в 2014 году фед. законом за номером 35-ФЗ существенно затронули правовое регулирование объектов промсобственности. Изменениям и коррективам подверглись многие правовые институты, в том числе изменились требования, предъявляемые законодателем к патентоспособности полезных моделей.
Сущность произведенных изменений патентного законодательства сводится к тому, что законодатель попытался максимально приблизить все три объекта патентных прав: изобретения, промобразцы и полезные модели друг к другу.
Так, например, заявки, подаваемые на госрегистрацию в федеральном институте промсобственности (в аббревиатуре - ФИПС) на изобретения и полезные модели теперь можно свободно преобразовывать в заявки на промобразцы. В свою очередь заявка на промобразец может быть преобразована в заявку на изобретение или полезную модель. По ранее действующему законодательству, преобразование заявок было возможно только в отношении изобретений и полезных моделей.
Соответственно, изменились и условия патентоспособности всех объектов патентного права.
В настоящей статье мы рассмотрим новые требования законодателя к патентоспособности полезных моделей. закрепленные в статье 1351 Гражданского Кодекса.
Часть первая статьи 1351 ГК осталась без изменений
Законодатель по-прежнему рассматривает в качестве полезной модели уникальное техническое решение, имеющее отношение к устройству. Основными критериями патентоспособности также остаются новизна модели и возможность ее применения в промышленном масштабе.
Изменения части второй статьи 1351 ГК
Изменения второй части рассматриваемой статьи связаны непосредственно с идеей сближения объектов патентного права, о котором упоминалось выше.
По правилу части 2 статьи 1351, действовавшему ранее и оставшемуся без изменений и сейчас, существенные признаки модели в их совокупности не должны быть известными из уровня техники. В указанный уровень включаются все общедоступные сведения, которые были обнародованы до даты приоритета новой модели. Также, в этот уровень включаются патенты и заявки на них. Вот здесь и произошли изменения.
Так, если по ранее действующему законодательству (до введения в действие норм 35-ФЗ), уровень техники, необходимый для определения критерия новизны модели, включал в себя только запатентованные изобретения и полезные модели, а также заявки на них, поданные в ФИПС с соблюдением всех правил, установленных законодательством и патентным ведомством, то теперь в этот перечень включены и промобразцы, а также заявки на промобразцы, оформленные надлежащим образом и принятые сотрудниками ФИПСа. Иными словами, уровень техники теперь рассматривается более широко, за счет добавления промышленных образцов.
Изменения части третьей статьи 1361 ГК
Изменения в третьей части касаются ситуации, когда сведения о полезной модели были раскрыты до подачи заявки на ее госрегистрацию автором модели, заявителем или иным лицом, получившим сведения о модели у автора либо заявителя. В частности, речь идет об экспонировании на научно-технических выставках. Раскрытие информации до подачи заявки на госрегистрацию допускается, при условии, что заявка будет подана в ФИПС не позднее шести месяцев после раскрытия информации, а также при условии, что доказывать о наличии обстоятельств, не препятствующих патентоспособности, будет заявитель.
Четвертая часть статьи 1351 не изменилась
Законодатель не внес коррективы в четвертую часть рассматриваемой правовой нормы. Промприменимость модели по-прежнему определяется возможностью использования модели в промышленности и иных значимых отраслях народного хозяйства.
Изменения части пятой статьи 1351ГК
Часть пятая статьи 1351 ГК посвящена объектам, которые не получают правовой охраны в качестве полезной модели.
Ранее действовавшие нормы, закрепляли, что не предоставляется правовая охрана для топологий интегральных микросхем, а также для решений, определяющих внешний вид каких-либо изделий и направленных на эстетическое восприятие их внешнего вида.
В настоящее время законодатель устанавливает, что решения, указанные в перечне части 6 статьи 1350 ГК не являются полезными моделями.
К таким решениям законодатель относит:
- открытия в науке и технике;
- компьютерные программы;
- теории науки и методы математики;
- методики и правила различных игр, а также интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
- информационные решения;
- решения, определяющие внешний вид каких-либо изделий и направленных на эстетическое восприятие.
Появление шестой части статьи 1351 ГК
Законодатель ввел новую часть в рассматриваемую статью, в которой предусмотрено, что не может быть предоставлена правовая охрана в качестве полезных моделей объектам, указанным в перечне части шестой статьи 1350 ГК.