Правовой статус аудиовизуального произведения определяется в соответствии с действующим законодательством. Гражданский кодекс РФ дает определение аудиовизуальному произведению как таковому, которое состоит из зафиксированной серии изображений, взаимосвязанных между собой. Данное аудиовизуальное произведение может быть как со звуком, так и без него, соответственно может быть направлено как на визуальное, так и на слуховое восприятие.
Но возникает резонный вопрос, каков же правовой статус видеозаписи спектакля, концерта, другого кинематографического шедевра? Аудиовизуальные произведения относятся к объектам авторского права. Но для каждого участника, который был причастен к созданию данного произведения, законодатель устанавливает определенный перечень прав. Так, право на вознаграждение сохраняет за собой артист, чей концерт записан, при каждом его воспроизведении, авторы произведения также имеют право на материальное вознаграждение при воспроизведении созданного ими произведения зрительного или звукового.
Определенные права имеет и изготовитель данного произведения. Если договоры с авторами произведений не содержат иное, то изготовитель аудиовизуального произведения имеет исключительные права на него в целом.
Чтобы определить правовой статус аудиовизуального произведения, стоит определить, что оно собой представляет в общем. Аудиовизуальное произведение по своему содержанию может быть теле-, кино-, или видеофильмом, документальным, научным, популярным, учебным или анимационным произведением. По форме же аудиовизуальное произведение является зафиксированной серией связанных между собой изображений со звуковым сопровождением или без него. Отдельный кадр не может считаться аудиовизуальным произведением, его правовой статус регулируется другими правовыми нормами. Аудиовизуальное произведение должно быть зафиксировано определенным способом, не важно, домашним подручным средством обихода (любительское оборудование), или профессиональной аппаратурой.
Рассчитывать на звание аудиовизуального произведения может как полнометражный, так и короткометражный фильм, неважно цветной он или черно-белый, со звуковым сопровождением или без него. В соответствии с положениями Бернской конвенции, с согласия автора произведения, на основании которого создается аудиовизуальное произведение, допускается его переделка и воспроизведение.
Авторами аудиовизуального произведения признается его автор сценария, режиссер-постановщик, композитор созданного специально для этого аудиовизуального произведения, музыкального произведения.
Как уже упоминалось выше, исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит его изготовителю, например, режиссеру. Только вот порядок приобретения такого права должен быть обязательно соблюден, и автоматически, исключительное право не возникает. Изготовителю аудиовизуального произведения необходимо заключить соответствующие договоры с авторами всех произведений, которые входят в состав данного аудиовизуального произведения. Это должны быть либо лицензионные соглашения, либо договор на отчуждение исключительного права. В любом случае, аудиовизуальное произведение включает в себя охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности других лиц. И их права также должны быть учтены при создании произведения изготовителем.
Если изготовитель оформляет правоотношения с автором произведения, созданного специально для этого аудиовизуального произведения, то такой договор носит все черты договора об отчуждении исключительного права, со всеми, вытекающими правовыми последствиями.
В случае же использования уже ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности в составе данного аудиовизуального произведения, с авторами таких произведений могут быть оформлены правоотношения на основании лицензионного договора. В данном случае, правообладателем так и остается то лицо, которое создало объект интеллектуальной собственности, а изготовитель приобретает права использовать этот объект в составе своего аудиовизуального произведения. В случае же заключения договора отчуждения, к изготовителю аудиовизуального произведения переходят все права на это произведение, включая элементы произведений, созданных другими авторами.
Когда изготовителем аудиовизуального произведения оформлены договоры с одними авторами – об отчуждении исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности, входящими в состав данного произведения, а с другими только лицензионные договоры, то изготовитель имеет частично исключительные права на это аудиовизуальное произведение. Поскольку весь спектр исключительных прав на это произведение приобретают и автора объектов, входящих в состав данного произведения, но только в части этих самых объектов.