Более 3 лет потребовалось бренду «Ушастый нянь», чтобы получить статус общеизвестного. С 16 января 2019 года число общеизвестных товарных знаков достигло 202. К слову, обычных российских товарных знаков на данный момент зарегистрировано уже более чем 700 000.
Данная история получила свою известность благодаря тому, что дело было рассмотрено в Роспатенте и трех судебных инстанциях.
Признать товарный знак общеизвестным это значит дать ему максимальную юридическую защиту. Сделать это совсем не просто, но крайне важно, поскольку такое признание является олимпом защищенности бренда. Это дает возможность вытеснять с рынка любые товары других производителей, даже если они на рынке между собой не пересекаются. Достаточно лишь того факта, что у потребителей они будут ассоциироваться с общеизвестным товарным знаком.
И еще один немаловажный момент. Правообладатель такого знака может получить защиту на территории иностранного государства, не прибегая при этом к отдельной процедуре регистрации.
Дело «Ушастого няня» получило такой резонанс в связи с отсутствием телевизионной рекламы как таковой. Ранее же одним из обязательных условий для признания товарного знака общеизвестным было наличие больших расходов на телевизионную рекламу.
Заявитель же отметил, что отсутствие рекламы бренда через радио и телевидение не является подтверждением низкой популярности бренда. В наше время наибольшую популярность в качестве канала коммуникации набирает Интернет.
Роспатент отказался признавать бренд «Ушастый нянь» общеизвестным, сославшись на тот факт, что с 2014 года был зафиксирован спад продаж бренда, что является препятствием в признании товарного знака общеизвестным.
Президиум Суда по интеллектуальным правам с мнение Роспатента не согласился. Спад продаж и спад известности не одно и тоже. Товарный знак может быть признан общеизвестным даже в условиях экономического кризиса.
Дело «Ушастого няня» стало прецедентным в своём роде и показало, что получение товарным знаком статуса общеизвестного это длительный процесс, который включает в себя сбор доказательств общеизвестности, проведение социологических исследований, заседания в Палате по патентным спорам и в Суде по интеллектуальным правам.