В Гражданском кодексе содержится перечень объектов авторских прав, в котором шрифт не отмечается среди таковых. При этом указанный перечень не является закрытым. А это значит, что в него могут входить и иные объекты, которые можно теоретически отнести к произведениям науки, литературы и искусства.
В целом шрифт можно рассматривать как произведение графики, поскольку это некий стиль написания букв, поэтому вполне оправдано шрифт можно отнести к объектам авторских прав.
Судебная практика рассказывает нам о частых случаях нарушений авторских прав в отношении шрифтов. И в основном нарушителями являются сами дизайнеры, которые разрабатывают уникальный шрифт для названия Вашего бренда.
Как известно, есть платные и бесплатные шрифты. Это означает, что не все понравившееся шрифты можно использовать для своего обозначения. Те шрифты, которые есть в открытом доступе и размещены на специальных сайтах, являются бесплатными. Перечень таких сайтов можно найти в сети Интернет. Но и в этом случае бывают нюансы, поскольку некоторые бесплатные шрифты нельзя использовать в коммерческих целях. И поэтому все равно приходится покупать лицензию для законного использования шрифта в своем названии.
Самое лучшее, что Вы можете сделать — это выйти на правообладателя понравившегося Вам шрифта и запросить у него лицензию на его использование в своем обозначении. Так, Вы будете защищены от направлений в Вашу сторону каких-либо претензий в связи с нарушением авторских прав на шрифт.
В случае, когда Вы заключаете договор с дизайнером на создание уникального шрифта для названия вашего бренда, пропишите в договоре пункт о том, что вся ответственность за незаконное использование чужих результатов интеллектуальной деятельности остается на исполнителе. Это поможет Вам привлечь дизайнера к солидарной ответственности при обращении к Вам правообладателя с иском о нарушении авторских прав.
Как же определить, кто является автором (правообладателем) шрифта?
Самый легкий способ – это узнать в поисковых системах. Достаточно указать название шрифта и просмотреть результаты поиска. Далее, как только Вы нашли информацию о шрифте, узнайте – является он платным или бесплатным. Изучите условия.
Как правило, если это бесплатный шрифт, то прописываются условия такого бесплатного использования. Если шрифт является платным, то Вам, скорее всего, будет предлагаться заключение лицензионного соглашения на право использования шрифта за определенное денежное вознаграждение. Посмотрите, какой тип лицензии Вам предлагается, и также изучите его условия.
После этого убедитесь в достоверности правообладателя. И далее – заключайте лицензионный договор и оплачивайте счет. Если же самостоятельно Вам затруднительно определить, что это за шрифт, обратитесь к профессиональному дизайнеру. Он сможет определить тип шрифта.
Что делать тем, кто сам создал свой уникальный шрифт?
Авторское право на шрифт возникает в момент создания и не требует регистрации, действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Однако есть патентный способ защиты своих прав. Это получение патента на промышленный образец – внешний вид изделия. Этот документ выдается Роспатентом и действует в течение 25 лет.
При подаче заявки эксперты проверяют шрифт на оригинальность и мировую новизну. После прекращения действия патента авторские права все равно продолжают действовать.
Также одним из доказательств авторских прав в суде может стать свидетельство о депонировании. Это процедура передачи на хранение в специализированную организацию произведения автором с последующей выдачей свидетельства.
Создание шрифта – это такой же творческий процесс, как и создание музыкальной композиции, написание картины. Будьте внимательны, интеллектуальная собственность может скрываться даже в шрифте, который Вы используете при написании своего бренда!