Защита авторского контента в интернете является актуальной проблемой для большинства блогеров. Практически каждый блогер сталкивался с ситуацией, когда его авторские материалы незаконно копировались и размещались на других сетевых ресурсах или даже в печатных изданиях. Тем не менее, нормы действующего российского законодательства, а также некоторые инструменты, предлагаемые Яндекс и Google, позволяют блогерам достаточно эффективно осуществлять защиту прав на свой авторский контент.
Давайте рассмотрим основные способы защиты, их плюсы и минусы.
Превентивные меры защиты контента на сайте
Первое, что необходимо сделать еще до размещения материалов на своем блоге, поставить в его “футере” (нижняя часть сайта) охранный авторский значок © и указать рядом с ним имя блогера (или название блога) и два указания на даты (одна дата представляет собой год начала творческих публикаций в блоге, а другая дата - текущий год). Таким образом, в нижней части каждой страницы сайта при осуществлении публикации автоматически должна появляться надпись типа “ © 2017-2019, Иванов И. И.”. Наличие авторского знака, хотя и не гарантирует 100% защиты, однако ясно показывает потенциальному нарушителю, что контент на блоге является авторским и его владелец заинтересован в соблюдении своих авторских прав. Авторский знак пригодится и в суде, поскольку в случае его отсутствия, у нарушителя будет значительно больше шансов уйти от ответственности, сославшись на то, что веб-страница со спорным контентом не маркировалась соответствующим знаком охраны.
Другой превентивной мерой защиты является публикация Правил пользования сайтом. Указанные Правила представляют собой разновидность публичного договора и позволяют блогеру выстроить конструктивные отношения с пользователями его блога, в том числе:
- предупредить пользователей о недопустимости использования материалов блогера без его разрешения;
- обозначить пределы и условия допустимого использования его авторского контента (например, можно разрешить пользователям использовать авторские материалы под условием проставления на своем веб-ресурсе указание и ссылку на авторский источник);
- указать меры ответственности, предусмотренные для нарушителей;
- предусмотреть иные правила или условия, которые блогер считает необходимыми.
Использование инструментов защиты контента Яндекс и Google
Поисковые системы также предлагают блогерам фиксировать свое авторство на контент. Так, к примеру, Яндекс предоставляет возможность предварительной регистрации авторского текста в панели “Вебмастер” до его публикации. Этот инструмент называется “Оригинальные тексты”, имеет удобный интерфейс и является эффективной мерой борьбы с копипастом. В Google можно аналогичным образом зафиксировать права на контент, дополнительно привязав его к своему аккаунту в данной поисковой системе. Однако, следует учитывать, что меры защиты авторства, предусмотренные поисковыми системами, ограничиваются пределами интернета. В случае незаконной публикации авторского контента в печатных изданиях эти инструменты бессильны.
Депонирование авторских материалов
Авторский контент охраняется действующим законодательством в качестве произведений с момента их создания и выражения в объективной форме (в данном случае речь идет о письменной и графической формах). Однако в случае несанкционированного использования авторских материалов третьими лицами, чтобы защитить свои права в суде, блогеру придется представить доказательства своего авторства. При этом госрегистрации прав на произведения законодатель не предусматривает, что создает для блогера и иных авторов определенные трудности по вопросам фиксации и юридического закрепления прав. В этой связи в России функционируют авторские общества (самое известное из них - РАО), которые предлагают услуги депонирования произведений. Депонирование подразумевает регистрацию произведений на дату их представления в депозитарий, а также их последующее хранение на цифровых или иных материальных носителях. Услуга является платной, но при этом сопровождается выдачей соответствующего свидетельства о депонировании, которое при необходимости может быть использовано в качестве доказательства в суде.
Тем не менее, принимая во внимание специфику деятельности блогера и частоту появления на сайте нового авторского контента, данный способ защиты представляется довольно затратным и хлопотным. Поэтому мы рекомендуем использовать его избирательно, только для защиты наиболее ценных авторских материалов.
Регистрация блога в качестве СМИ
Данный способ существенно повышает возможности правовой защиты авторского контента и, вопреки сложившемуся мнению о том, что для регистрации СМИ количество посетителей на сайте должно быть не менее трех тысяч в сутки, может быть реализован вне зависимости от количества посещений блога. Не является препятствием и отсутствие у блогера правового статуса ИП или юрлица, так как по закону заявителем на регистрацию СМИ может выступать физлицо. Регистрация блога как СМИ, кроме более продвинутого уровня защиты, дает блогеру и иные преимущества, главные из которых:
- получение правового статуса журналиста для самого блогера, а также для его соавторов (если блог ведется коллективом авторов). Статус журналиста, в свою очередь, дает блогеру право делать запросы в государственные и общественные организации по интересующим его вопросам, существенно повышая его возможности на получение эксклюзивной информации;
- распространение новых записей блога в СМИ-агрегаторах, например, таких как Яндекс.Новости, что позволяет блогеру автоматически получать немалый дополнительный трафик, за счет которого постоянно увеличивать количество пользователей своего блога.
Однако, несмотря на очевидные плюсы регистрации блога в качестве СМИ, необходимо понимать, что факт такой регистрации наделяет блогера не только правами, но и обязанностями, а значит и ответственностью. Законодательство в области деятельности СМИ довольно суровое, Роскомнадзор постоянно проводит проверки, и в случае выявления соответствующих нарушений, блогеру может грозить аннулирование его СМИ и многотысячные административные штрафы (например, санкции за нарушение законодательства о рекламе могут доходить до полумиллионных штрафов).
Кроме того процедура регистрации является платной (потребуется заплатить госпошлину) и юридически сложной (необходимо юридически грамотно составить Устав СМИ и подготовить пакет документов на регистрацию в Роскомнадзоре).
Регистрация собственного товарного знака
Еще одним вариантом “продвинутой” защиты авторского контента является регистрация собственного бренда в виде товарного знака (ТЗ). Например, можно зарегистрировать таким образом уникальное название и/или доменное имя блога. Регистрация бренда осуществляется в Роспатенте и подтверждается выдачей свидетельства о его госрегистрации, с одновременным внесением сведений о новом знаке в госреестр ТЗ.
Однако, как и в случае с регистрацией СМИ, данная процедура предполагает определенные сложности. Прежде всего, подать заявку на регистрацию бренда по российским законам вправе только субъекты предпринимательской деятельности. Это значит, что блогеру предварительно придется оформить ИП или юрлицо. Кроме этого, процедура регистрации бренда также является платной, длительной и юридически сложной. Потребуется очень тщательно подготовить пакет документов на регистрацию, чтобы успешно пройти экспертизу в Роспатенте. Также следует иметь в виду, что:
- свидетельство о госрегистрации ТЗ действует в течение десяти лет, после чего его нужно будет продлевать (это возможно неограниченное количество раз);
- в случае неиспользования в течение более трех лет по заявлению заинтересованных лиц суд вправе прекратить правовую охрану ТЗ в досрочном порядке.
Принимая во внимание специфику блогерской деятельности, мы считаем целесообразным регистрировать ТЗ в случаях, когда коммерциализация блога осуществляется путем продажи интеллектуальных продуктов (например, авторских курсов или аналитических исследований) или оказания каких-либо услуг. Маркировка интеллектуальных продуктов под собственным брендом будет не только надежно обеспечивать правовую охрану авторского контента, но и способствовать продвижению блогера, путем индивидуализации его продукции и/или услуг в соответствующих сегментах цифрового рынка.