Промобразец, согласно нормам патентного законодательства, представляет собой оригинальное художественно-конструкторское решение, отвечающее необходимым критериям патентоспособности, предъявляемым к нему законодателем.
Промобразец является одним из объектов интеллектуальной собственности (в аббревиатурном написании – ИС) и по своему правовому статусу относится к промсобственности.
Промсобственность представляет собой наиболее значимую часть собственности интеллектуальной, поскольку объекты промсобственности предназначены для удовлетворения материальных потребностей людей и развития научно-технического прогресса, в то время как другие объекты ИС предназначены для удовлетворения духовных потребностей человека.
Здесь следует отметить, что промобразец, как объект промсобственности имеет определенные отличия, которые заключаются в том, что промобразец, единственный из всех объектов промсобственности, обладает сразу двумя основными функциями:
- Удовлетворение материальных потребностей людей (как и все остальные объекты промсобственности);
- Удовлетворение духовных потребностей людей (посредством эстетического восприятия человеком художественных свойств промобразца).
Таким образом, промобразец предназначен для удовлетворения потребностей человека в более широком спектре, что позволяет сделать вывод о его особенном правовом положении среди остальных объектов ИС, которое, в свою очередь, детерминирует и критерии патентоспособности для объектов промсобственности такого типа.
Критерии патентоспособности промобразцов и их значение
В отличие от других объектов промсобственности, законодатель предъявляет к промобразцу всего два требования:
- Он должен быть новым, то есть сведения о нем или сходных с ним художественно-конструкторских решениях ранее не должны были находиться в открытом доступе;
- Он должен обладать оригинальностью, которая, по мнению законодателя, заключается в творческом характере художественно-конструкторского решения, его особенностей и нюансов.
Никаких иных требований к промобразцу, законодатель не выдвигает.
Это означает, что если автору промобразца удается создать новое оригинальное художественно-конструкторское решение, в полной мере отвечающее требованиям патентного законодательства, то государство предоставит ему необходимую юридическую охрану, которая максимально может длиться до пятнадцати лет.
Изделия, которые не соответствуют или не вполне соответствуют предъявляемым к ним на законодательном уровне требованиям относительно их новизны и оригинальных особенностей внешнего вида, юридическую охрану от государства не получают и могут использоваться любыми лицами, желающими их использовать, без каких-либо ограничений.
Таким образом, критерии патентоспособности представляют собой не что иное, как условия предоставления государством юридической охраны художественно-конструкторских решений.
Если условия не выполняются – охрана не предоставляется, и наоборот.
Необходимость проведения процедуры госрегистрации
Следует отметить, что наряду с требованиями патентоспособности, еще одним непременным условием предоставления юридической охраны художественно-конструкторским решениям является обязательное прохождение ими процедуры госрегистрации, поскольку у государства нет возможности охранять незарегистрированные объекты промсобственности.
Собственно, правовой статус объекта промсобственности и его юридическую охрану как такового, художественно-конструкторское решение может получить только тогда, когда оно успешно пройдет процедуру госрегистрации в качестве промобразца.
Незарегистрированные объекты промсобственности юридической охране не подлежат, независимо от того обладают они в полной мере патентоспособностью или нет.
Сведения о промобразцах, успешно прошедших процедуру госрегистрации, заносятся сотрудниками регистрирующего органа, каковым является фед. институт промсобственности (в аббревиатурном написании - ФИПС), в специальный госреестр художественно-конструкторских решений, после чего правообладателю на руки выдается правоустанавливающий документ (патент) на промобразец.
Правоустанавливающий документ (патент)
Правоустанавливающий документ является своего рода охранной грамотой объекта промсобственности, в которой четко обозначается срок ее действия (максимально - пятнадцать лет) и кто является законным обладателем исключительных правомочий.
Далее все вопросы, касающиеся юридической охраны художественно-конструкторских решений, а также их гражданский оборот (передача в пользование или отчуждение и т.д.) решаются только при наличии правоустанавливающего документа (патента).
Так, при обращении в суд с соответствующими исковыми требованиями, например, с требованием о прекращении незаконного использования художественно-конструкторских решений, в иске необходимо будет указать номер и серию конкретного правоустанавливающего документа.
При заключении договора, предметом которого будут выступать частичная передача исключительных правомочий на художественно-конструкторское решение или его отчуждение, в договоре необходимо будет указать серию и номер соответствующего патента.
В этой же связи, любые сделки, связанные с переходом прав (полностью или частично) на промобразец или иной объект промсобственности, должны пройти обязательную госрегистрацию, в ходе которой, в сведения об объекте промсобственности, содержащиеся в специальном госреестре будут внесены соответствующие изменения.
В случае, если правило о госрегистрации сделок с объектами промсобственности соблюдено не будет, любая сделка будет недействительна и юридическая охрана будет по-прежнему предоставляться предыдущему владельцу в полном объеме, ставя, таким образом, нового правообладателя, лицензиата или франчайзи в нелегальное положение.
Госрегистрация сделок с объектами промсобственности также осуществляется сотрудниками фед. института промсобственности.
Таким образом, конкретные мероприятия, направленные на юридическую охрану или гражданский оборот художественно-конструкторских решений могут быть осуществлены только при наличии правоустанавливающих документов и при прохождении процедуры госрегистрации.
Временная юридическая охрана
Процедура госрегистрации художественно-конструкторских решений занимает довольно продолжительное время. Поэтому, до момента принятия решения сотрудниками фед. института промсобственности о выдаче правоустанавливающего документа на промобразец или об отказе в такой выдаче, художественно-конструкторскому решению государством предоставляется временная юридическая охрана.
Временная юридическая охрана промобразца начинается с той даты, когда сотрудники фед. института промсобственности, зарегистрируют заявку на его госрегистрацию, то есть с даты принятия ведомством пакета необходимых документов, или последнего из них, если документы, поданные на госрегистрацию дополнялись или изменялись заявителем. Эта дата также часто именуется датой приоритета художественно-конструкторского решения.
Временная юридическая охрана промобразцов может быть предоставлена не только по заявлению в российское ведомство, но также и в случаях, когда заявление подается в иностранных юрисдикциях с соблюдением соответствующих правовых норм.
Следует отметить, что подать такое заявление можно не во всех зарубежных странах, а только в тех из них, которые являются участницами Парижской конвенции по охране промсобственности.
Россия является участницей указанной Конвенции как правопреемница Союза Советских Социалистических Республик.
Также следует иметь в виду, что после подачи заявления в иностранной юрисдикции, необходимо своевременно обратиться с таким же заявлением в российский фед. институт промсобственности в установленный законодателем срок.
Поддержание правоустанавливающих документов в силе
Действие юридической охраны на художественно-конструкторские решения распространяется только на тот срок, в течение которого правоустанавливающие документы на них поддерживаются в силе.
Это означает, что после успешного прохождения процедуры госрегистрации художественно-конструкторского решения, юридическая охрана не распространяется на максимально-возможный срок автоматически. Его необходимо постоянно продлевать, путем своевременной подачи соответствующих заявлений в фед. институт промсобственности и уплаты патентных платежей.
Следует отметить, что сотрудники фед. института промсобственности не оповещают правообладателей о необходимости продления срока правоустанавливающих документов, и в случаях, когда эти сроки оказываются пропущены, правовая охрана приостанавливается или прекращается совсем. В последнем случае, далеко не всегда сроки удается восстановить.
Последствия приостановления или прекращения юридической охраны
Если юридическая охрана прекращается, то художественно-конструкторское решение поступает в общее достояние и с этого момента, любой желающий может использовать его в своих интересах, без выплаты какого-либо вознаграждения бывшему правообладателю.
При этом, когда охрана будет восстановлена, лицо, использовавшее художественно-конструкторское решение (или приготовившееся для такого использования) в момент ее приостановления, получает обеспеченную законом возможность продолжать использование промобразца без выплаты вознаграждения его правообладателю в том объеме, в каком использовал его (или сделал все необходимые приготовления для использования) до момента восстановления юридической охраны.
В рассматриваемой ситуации у лица, использовавшего художественно-конструкторское решение в период приостановления на него юридической охраны, возникает так называемое право послепользования.