Франчайзинговая бизнес-модель представляет собой эффективную и весьма перспективную маркетинговую схему развития:
- для компании, у которой есть что предложить на рынке;
- для начинающих предпринимателей, которые хотели бы инвестировать в собственное дело, но при этом не обладающих собственной работоспособной технологией ведения бизнеса в какой-либо области, или не до конца уверенных в методах бизнеса, разработанных ими самостоятельно.
Сущность франчайзинговой модели
Франчайзинговая модель заключается в том, что одна компания (в договоре она обычно именуется Франчайзером или Правообладателем) передает за определенное вознаграждение (обычно довольно внушительное и постоянное) другой компании ( по договору эта сторона называется Франчайзи или Пользователем ) по франчайзинговому договору (он же комм. концессия или франшиза) в пользование комплекс исключительных правомочий на свой бренд (как правило, хорошо раскрученный и известный) и на тщательно выверенную, отработанную технологию ведения бизнеса (технология должна быть проверенной и работоспособной). Кроме этого, по комм. концессии могут быть переданы и иные правомочия, например на промобразец в виде упаковки и пр.
Обратите внимание на следующие характерные особенности модели франчайзинга:
- По рассматриваемому договору передается только часть правомочий продавца франшизы. Это значит, что у ее покупателя нет возможности распоряжаться брендом и/или технологией, как он пожелает. То есть ни продать, ни заложить, ни подарить франшизу он не может. Он может только использовать франшизу, при этом все его реальные возможности использования детально прописываются в договоре. Срок использования также ограничивается договором.
- Продавец франшизы может продавать ее неограниченное количество раз, то есть, сколько найдется желающих, которые подходят под критерии отбора франчайзи, столько и будет продано франшиз. В этой связи, у продавца франшизы появляется возможность лавинообразного продвижения своего бренда на рынке без расходов на дальнейшую рекламу и производство, а кроме этого у него возникает стабильный и постоянно увеличивающийся доход. Для многих франчайзеров, особенно в Японии, Штатах и на Западе, доход от продажи франшиз является основным.
- Покупатель франшизы, в свою очередь, также остается в выигрыше, поскольку он существенно снижает свои инвестиционные риски, вкладывая средства в отработанную бизнес-схему и раскрученный бренд. Все что от него требуется, это купить франшизу, то есть совершить паушальный платеж (твердая сумма, которая уплачивается один раз в момент покупки), вовремя уплачивать по ней роялти (периодические платежи) и делать так, как предписывает полученный им бизнес-алгоритм.
- Срок продажи франшизы юридически не ограничивается, по сути, он разделяет судьбу бренда. Пока существует бренд можно продавать франшизу. Бренд существует до тех пор, пока он востребован. Таким образом, франчайзинговая модель является наиболее гибким маркетинговым инструментом современного рынка.
Франшизы без границ
Прежде чем вступать в любой договор следует внимательно с ним ознакомиться и выяснить его нюансы, это поможет Вам избежать финансовых и иных потерь. Франчайзинговый договор (он же франшиза) не исключение.
Например, следует знать, что в России этот договор называется комм. концессия, тогда как за рубежом его называют - франчайзинг.
Далее, поскольку ключевыми объектами этой правовой конструкции являются бренд и секрет производства, этот договор требует госрегистрации, поскольку речь идет о передаваемых правах на интеллектуальную собственность (в аббревиатурном названии и далее по тексту – ИС).
Заключить такую сделку могут только коммерческие юр. лица и ИП, для обычных граждан эта возможность исключена.
Есть у франчайзингового договора и свои подводные камни. Например, в случае, если бренд (товарный знак), ни с того ни с сего, вдруг лишается правовой охраны, то договор автоматически прекращается.
Следует знать, что бренд необходимо поддерживать в силе и вовремя его продлевать, для чего Правообладатель (Продавец франшизы) должен своевременно уплачивать соответствующие платежи и совершать иные юридически значимые действия (речь идет о юридическом сопровождении бренда и иных объектов ИС).
Чтобы обезопасить себя от различных неприятных сюрпризов со стороны Франчайзера, в случае если последний окажется недобросовестным контрагентом, следует максимально подробно прописать его обязанности и ответственность, в том числе обязанность и ответственность по уплате соответствующих платежей в целях сохранения правовой охраны бренда, часть правомочий на который передаются по договору франчайзинга.
Франчайзеру тоже есть чего опасаться в случае недобросовестных действий франчайзи. Покупателя франшизы в договоре следует обязать надлежащим образом хранить все коммерческие секреты, ставшие известными последнему в связи с покупкой франшизы.
Также, Покупатель франшизы должен обеспечивать надлежащее качество и сервис, чтобы не подорвать доверие к продукции и репутации Продавца франшизы и его бренда на рынке. Обычно, с этой целью, каждый уважающий себя Франчайзер предъявляет к покупателям франшизы определенные требования, которым они должны соответствовать. Однако в договоре не помешает детально прописать ответственность Франчайзи за нанесение урона деловой репутации Франчайзера.
Из чего состоит франчайзинговый пакет?
Прежде чем выпустить франшизу на рынок, необходимо создать так называемый франчайзинговый пакет, в который должны входить:
- документация, отражающая суть секрета производства и соответствующие стандарты;
- финансово-экономическая модель проекта;
- договор комм. концессии и сопутствующие ему документы;
- структура, инструкции и регламенты, необходимые для того, чтобы создать полноценную франчайзинговую сеть;
- бренд-бук;
- коммерческое предложение;
- рекомендации по различным вопросам, в том числе вопросам рекламы, продвижения франшизы на рынке и пр.