Согласно действующему гражданскому законодательству объекты патентных прав представляют собой результаты интеллектуальной деятельности, которым представляется правовая охрана на основании правоустанавливающего документа - патента.
Патент является единственным подтверждением права его владельца на юридическую охрану конкретного объекта промсобственности. Его можно получить в федеральном институте промсобственности (в аббревиатурном написании - ФИПС), который представляет собой отдел российского патентного ведомства, уполномоченный осуществлять процедуру государственной регистрации промсобственности.
Следует еще раз обратить внимание, что патентные права возникают именно на основе патента. Это значит, что незарегистрированные в ФИПС результаты интеллектуальной деятельности, а также разработки, срок действия патента которых истек или был прекращен по соответствующим основаниям, указанным в законе, объектами патентных прав не являются.
Законодатель выделяет только три вида объектов патентных прав, каковыми являются:
- Изобретения;
- Полезные модели;
- Промышленные образцы.
Правовое регулирование, определяющее специфику правовых режимов каждого из объектов патентных прав, осуществляется в соответствии с нормами главы 72 Гражданского Кодекса. При этом основополагающей нормой, раскрывающей содержание правового института объектов патентных прав выступает статья 1349 ГК.
Фед. законом за номером 35-ФЗ от 2014 года в статью 1349 были внесены некоторые изменения. Рассмотрим их подробнее.
Изменения первой части статьи 1349
Первая часть рассматриваемой статьи закрепляет виды объектов патентных прав. Согласно современной формулировке правовой нормы, объектами патентных прав юридически признаются результаты интеллектуальной деятельности, созданные в области науки, техники и дизайна, которые отвечают соответствующим требованиям к таким результатам, установленным Гражданским Кодексом. Речь идет об условиях патентоспособности изобретений, полезных моделей и промобразцов, закрепленных в статьях 1350-1352.
В предыдущей редакции статьи 1349, в отношении промобразцов законодатель использовал слово «художественное конструирование». В новой редакции речь уже идет о «дизайне».
Представляется, что новая формулировка более четко отражает сущность промобразца, как объекта патентного права, поскольку слово «дизайн» в данном случае является более подходящим. Других корректив в части первой статьи 1349 не последовало.
Вторая и третья части статьи 1349 остались без изменений
Во второй и третьей части статьи 1349 речь идет о объектах патентных прав, представляющих собой секретные изобретения, а также о моделях и промобразцах, сведения о которых являются гос.тайной. Законодатель оставил эти нормы без изменений:
- Секретные изобретения, по общему правилу, подлежат правовой охране, однако с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормами ГК;
- секретным моделям и промобразцам юридическая охрана не предоставляется.
Изменения части четвертой статьи 1349
В четвертой части закреплен перечень объектов, которые юридически не могут порождать патентные права.
К таким объектам относятся способы и результаты клонирования человека, способы генной модификации, эмбрионы человека и результаты интеллектуальной деятельности, не соответствующие принципам нравственности, гуманности и морали.
В четвертой части законодатель подверг коррективам два пункта - первый и четвертый.
В пункте первом речь идет о клонировании человека. В предыдущей редакции рассматриваемой статьи под запрет патентования подпадали только способы клонирования. В современной редакции речь идет также и о результате клонирования - создании человеческого клона.
Корректива четвертого пункта устранила правовое недоразумение относительно решений, нарушающих основы нравственности и морали. В предыдущей формулировке, законодатель употреблял выражение «иные решения», что было не совсем понятно, так как термин «решение» в отношении результатов интеллектуальной деятельности в ГК не употреблялся. В связи с чем, такую формулировку можно было трактовать довольно свободно, в частности - иные решения, не являющиеся изобретениями, промобразцами или полезными моделями.
Фед. закон за номером 35-ФЗ устранил эту неточность, использовав выражение» результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте первом». Таким образом, из правового анализа современной редакции части четвертой нормы 1349, четко следует, что изобретения, промобразцы и полезные модели должны соответствовать нормам морали и гуманизма, под угрозой отказа в предоставлении таким разработкам правовой охраны.