Интеллектуальная собственность (в аббревиатурном написании и далее по тексту – ИС) играет в жизни современного общества важную роль.
Сейчас невозможно себе представить мир вне развития научно-технического прогресса. Количество разработок в самых разных областях знания постоянно возрастает. Предприниматели все чаще основывают свой бизнес на использовании всевозможных технических и художественно-конструкторских решений.
Процедуры патентования с каждым годом усложняются, так как требуется обработка все большего объема сведений о запатентованных объектах промсобственности, а также о решениях, ожидающих госрегистрации, заявки на которые уже были поданы и приняты сотрудниками патентных ведомств России и зарубежных стран.
Увеличивается количество случаев, когда правоустанавливающие документы (патенты и свидетельства) на объекты промсобственности признаются недействительными в виду несоответствия их существенных признаков и формул критериям патентоспособности, установленных законодателем.
В судах и в федеральном институте промсобственности рассматривается все больше патентных споров, основанных на подаче возражений заинтересованных лиц на выдачу тех или иных патентов/свидетельств.
В этой связи специалисты в области патентования рекомендуют предпринимателям, активно использующим объекты промсобственности в своей деятельности, прежде чем подавать документы на госрегистрацию объектов промсобственности самостоятельно осуществлять патентные исследования.
Проведение предварительных патентных исследований существенно экономит финансовые затраты и временные ресурсы, а также позволяет изобретателям лучше подготовить техническую документацию, доработать формулу разработки и добиться положительных результатов рассмотрения вопроса о госрегистрации заявляемых ими объектов промсобственности.
Цели и задачи патентного исследования
В ходе проведения патентных исследований можно получить развернутые ответы на следующие вопросы:
- Являются ли объекты промсобственности, создаваемые в ходе разработки новой продукции патентоспособными? (патентоспособность означает, что техническое решение отвечает всем необходимым условиям, установленным законодателем для такого типа объектов ИС, и может получить статус объекта промсобственности);
- Является ли патентование конкретного объекта промсобственности целесообразным с точки зрения окупаемости финансовых затрат и реальных перспектив получения правоустанавливающего документа (патента) на него;
- Является ли возможным использование того или иного объекта промсобственности на территории стран-участниц Конвенции 1883 года по вопросам охраны промсобственности без нарушения прав и интересов третьих лиц (проверка объекта промсобственности на патентную чистоту);
- Присутствуют ли в выбранной маркетологами нише реальные или потенциальные конкуренты, и если да, то каковы основные направления их деятельности?
Этапы проведения патентных исследований
Процесс проведения патентного исследования традиционно подразделяется на четыре основных этапа:
- Постановка целей и задач патентного исследования. На данном этапе определяется область поиска и составляется техническое задание для специалистов в области проведения патентно-информационного поиска;
- Разработка регламента для процедуры проведения патентно-информационного поиска;
- Осуществление специалистами патентно-информационного поиска по всем необходимым источникам научно-технической информации в России и за рубежом. Поиск осуществляется по специальным алгоритмам и классификаторам, позволяющим найти нужные сведения, составляющие предмет патентно-информационного поиска.
- Анализ информации полученной в ходе проведения патентно-информационного поиска.
- Результаты проведения патентных исследований должны быть тщательно проанализированы не только техническими специалистами, но также руководством компании и отделом маркетинга. Отдел маркетинга должен использовать информацию, полученную в ходе патентных исследований, в качестве отправной точки для построения конкурентоспособных стратегий развития компании.