БОЛЕЕ 12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема | 3D-тур по офису
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Субъекты исключительных прав на НМПТ (наименование места происхождения товара)

Любой производитель товара, особенно популярного и пользующегося постоянным спросом, заинтересован в том, чтобы его продукцию отличали от остальных изделий, относящихся к такой же категории и занимающих аналогичную нишу на рынке. Законодательство предлагает использовать для этой цели различные способы.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, такие средства приравниваются по своему значению к интеллектуальной собственности. Таким образом, к ним могут быть применены исключительные права, позволяющие запрещать их использование третьими лицами.

Среди способов индивидуализации товаров выделяют:

  1. Торговые знаки.
  2. Фирменные названия (бренды).
  3. НМПТ — наименование места нахождения товара.

Остановимся подробнее на последнем из указанных средств.

Согласно ГК РФ (статья 1518, пункт 1), полноправными владельцами НМПТ могут стать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане.

Так как реализация продукция представляет по своей сути коммерческую деятельность, то подразумевается, что на физическое лицо, не оформившее статус ИП, не может распространяться действие нормы о получении исключительных прав на наименование места нахождения товара.

Однако в законе к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам относят только тех участников рынка, чья деятельность нацелена на получение прибыли в систематическом режиме. Но среди изготовителей оригинальной продукции есть и обычные граждане, занимающиеся созданием самобытных изделий кустарным способом и реализующих их на сторону от случая к случаю. Подобная работа и ее результаты предназначены, прежде всего, для личных и семейных нужд. Соответственно, таким мастерам и ремесленникам не обязательно регистрироваться в качестве ИП.

Косвенным подтверждением данного подхода в отношении частных лиц как вероятных претендентов на исключительные права на НМПТ является статья 1536 (п. 2, пп.3) ГК РФ, в которой приведены основания для аннулирования действия соответствующего свидетельства:

  • ликвидация юридического лица;
  • закрытие предприятия в форме ИП;
  • смерть гражданина.

Отсюда следует вывод — подать заявку и зарегистрировать исключительные права на наименование места нахождения товара разрешено всем категориям производителей, как коммерческим организациям, так и частным лицам без образования ИП. Но по факту в России этой возможностью активно пользуются только крупные промышленные компании и некоторые индивидуальные предприниматели.

Статья 1517 (пункт 2) ГК РФ допускает также установление правовой охраны НМПТ с расположением в зарубежных странах, но при соблюдении ряда условий:

  • претендент является реальным производителем товара, место происхождения которого он намерен защитить на территории России;
  • субъект исключительных прав на иностранное НМПТ зарегистрировал аналогичные права в стране, к которой непосредственно относится конкретное наименование места происхождения;
  • товар соответствует требованиям российского законодательства (ГК РФ, статья 1516, пункт 1).
Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
наверх