ЗАЩИЩАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ С 2005 ГОДА
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
URVISTA

Торговая марка компании

Торговая марка компании – понятие, устоявшееся в Европе и США, происходящее от «trade mark» (торговая марка), применительно к России представляет собой зарегистрированное обозначение в виде рисунка, слова, комбинации слова и рисунка, принадлежащее компании или ИП.

В ГК РФ понятие торговой марки не используется, синонимом торговой марки компании является ее товарный знак (ТЗ).

Однако, несмотря на то что основной документ, регулирующий исключительные права, оперирует понятием «товарный знак» вместо понятия «торговая марка», в некоторых нормативных документах РФ понятие «торговая марка» все-таки встречается.

Так, подпункт 4 пункта ст. 148 НК РФ называет торговую марку в перечне среди патентов, лицензий, авторских и иных прав. В остальных случаях «торговая марка» как юридическое понятие упоминается только в постановлениях ФАС применительно к маркам зарубежных производителей и в правовых документах, которые носят международный характер.

По своей юридической природе торговая марка ничем не отличается от товарного знака.

Конечно, законодательство зарубежных государств отличается от законодательства РФ, но основы права в сфере интеллектуальной собственности одинаковы по своей сути даже в странах с разной правовой системой (например, англо-саксонской и романо-германской).

Таким образом, рассуждая о товарных знаках и торговых марках, можно прийти к выводу, что принципиальным различие между этими понятиями становится только при упоминании их в официальных документах. В обычном разговоре не будет ошибкой сказать «торговая марка» вместо «ТЗ».

Другими синонимами этих понятий является «логотип», «бренд», «товарная марка», «торговый знак». Есть мнение, что понятие «бренд» применяется только к очень известным компаниям, но, с юридической точки зрения, это не имеет значения.

Назначение торговой марки

Предназначение ТЗ/торговой марки – индивидуализация товаров. Товарный знак/торговая марка тем ценнее с точки зрения их функции, чем лучше они запоминаются и чем больше ассоциаций вызывают.

Торговая марка также является объектом промышленной собственности и размещается на таре, товаре, вывесках, всевозможных упаковках для индивидуализации товара или продавца среди других. Реклама продукции всегда неразрывно связана с упоминанием торговой марки.

Регистрация торговой марки

Официальным органом для регистрации торговых марок (товарных знаков) на территории РФ является Роспатент. За рубежом товарные марки регистрируются соответствующими уполномоченными органами.

Закон РФ содержит ограничения к регистрации товарных знаков. Нельзя регистрировать уже зарегистрированные ТЗ или ТЗ очень похожие на другие, так что их легко перепутать. Государственные символы, названия организаций и государств также запрещены к регистрации в качестве товарных знаков. Полный перечень ограничений перечислен в ст. 1483 ГК РФ.

Обладать ТЗ может не любое лицо, а только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (ООО, ЗАО, ОАО и др.).

Доказательством того, что лицо является правообладателем ТЗ, выступает выданное в соответствии с законом свидетельство на ТЗ. Свидетельство имеет установленную форму и содержит данные о правообладателе, изображение ТЗ и другую сопутствующую регистрации ТЗ информацию.

Правовая охрана торговой марки

Как в РФ, так и за рубежом товарному знаку и торговой марке предоставляется правовая защита. В ГК РФ основным нормативно-правовым документом, регулирующим правовое поле товарных знаков, является параграф 2 Главы 76.

ТЗ как средство индивидуализации принадлежит правообладателю. Только правообладатель имеет право использовать ТЗ на вывесках, в рекламе, маркировать им товары, указывать в документах и т.д. В отношении торговой марки за рубежом существуют точно такие же правила, которые могут отличаться по форме и лишь незначительно - по содержанию.

Охрана ТЗ/торговой марки заключается в том, что правообладатель вправе требовать прекращения использования ТЗ другими лицами и возмещение убытков. Способы возмещения также прописаны в ГК. Соответствующие нормы, направленные на охрану ТЗ/торговой марки есть в КоАПе и УК. РФ. Для того чтобы лицо было признано виновным по УК или КоАП, необходимо наличие признаков, позволяющих привлечь нарушителя к юридической ответственности.

Целью же правообладателя не должно быть применение наказания к нарушителю по КоАП или УК, а восстановление нормального оборота ТЗ/торговой марки и возмещение убытков, поэтому пытаться разрешить все вопросы по нарушению прав на ТЗ/торговую марку, в первую очередь, нужно путем переговоров с нарушителем. Очень возможно, что бывший нарушитель после профессионально проведенных переговоров станет партнером, заключив лицензионный договор или договор коммерческой концессии с правообладателем.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные.
ОФИСЫ ЗА РУБЕЖОМ
5 офисов за рубежом: ОАЭ, Турция, Лондон, Китай, Гонконг
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
наверх