Не каждая фирма имеет в своем арсенале зарегистрированные торговые марки, но рано или поздно, при развитии бизнеса, возникает необходимость как-то выделиться, создать свой имидж. И брэндинг в этом вопросе играет далеко не последнюю роль. В частности, одним из первых шагов в освоении конкурентного пространства, является создание и раскрутка торгового знака. Как известно, законодатель требует обязательной государственной регистрации товарного знака. Без нее, использование знака будет незаконным, да и фирма-конкурент сможет присвоить обозначение себе, зарегистрировав его на своем имя.
Кроме негативных последствий ненормативного применения товарного знака на своих товарах, следует заметить, что правовую охрану имеют только зарегистрированные знаки. Так, или иначе, получается, что товарный знак в любом случае нужно регистрировать. Но регистрация не является процедурой простой, так как имеет ряд требований и к самому знаку, да и к документам, поданным на регистрацию данного знака.
Установить, соответствует ли товарный знак установленным требованиям и закону, можно путем проведения предварительной проверки товарного знака.
Следует заметить, что регистрация торгового знака - «удовольствие» не из дешевых, да и как правило, оформлением документов на подачу заявки занимается не сама фирма, а через уполномоченного эксперта - специалиста. Так как это все равно требует капиталовложений, рациональным шагом будет проверка знака на предмет его соответствия закону и требованиям еще перед подачей заявки, поскольку изменить потом изображение не получится.
Предварительная проверка товарного знака дает возможность узнать, нет ли таких же знаков, или похожих до степени смешения с запрашиваемым на регистрацию изображением (обозначением).
Да и сама компания только выиграет от того, если знак для ее товаров не будет похожим на другой знак, который уже существует на рынке, а будет индивидуальным и особенным. Таким, который потом будет использоваться и в рекламе, и на товаре, да и вообще, процедура раскрутки знака, заслуживает отдельной темы.
И, хотя законодатель нам ничего не говорит об обязательной предварительной проверке товарного знака, то есть, по умолчанию, эта процедура совсем не обязательна, рекомендуется ее провести для минимизации риска отказа Роспатента в регистрации торговой марки. Кроме того, что торговый знак может быть похож на уже зарегистрированный, а это значит, что последует неминуемый отказ в регистрации, так он еще может содержать те элементы, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, список которых находится в Роспатенте.
Проверку товарного знака предварительно, до подачи заявки на регистрацию, можно провести в Федеральном институте промышленной собственности Роспатента. Данный орган проводит ее по запросу заинтересованного лица после оплаты соответствующего платежа за поиск, и предоставления заявки.
Главное при регистрации – это уникальность знака, то есть отсутствие схожести или похожести, что может быть воспринято потребителем как тождественное обозначение.
Поэтому, оформив заявку на предварительную проверку, через семь дней, а максимум через месяц, фирма будет располагать сведениями о том, нет ли похожего зарегистрированного товарного знака по тому же классу товаров, а также не находится ли в Роспатенте поданной заявки с точно таким же или похожим обозначением на регистрацию товарного знака. Это, в свою очередь, поможет сориентироваться в вопросе, можно ли подавать в данном виде обозначение на регистрацию, или же его нужно все-таки доработать, несколько изменить.
Можно и ускорить процедуру поиска и проверки товарного знака, обратившись в специализированные фирмы или организации. Это, конечно же, будет дороже, но вся необходимая информация на предмет соответствия товарного знака требованиям Роспатента, будет в наличии уже через три дня, а то и быстрее. Как правило, после создания товарного знака, его приходится еще многократно дорабатывать, видоизменять. Поэтому рациональнее знать, в какую сторону его видоизменять, ориентируясь на наличие или отсутствие схожести с уже зарегистрированными торговыми марками. Так как им уже предоставляется правовая охрана, то попытка зарегистрировать такой же товарный знак может быть расценено как нарушение закона.
Целью предварительной проверки товарного знака, является помощь предприятию в процессе создания и регистрации товарного знака. Будучи проинформированным о том, какие существуют классы МКТУ, о том, какие схожие знаки зарегистрированы уже в данном классе товаров, можно решить вопрос о необходимости или об отсутствии необходимости регистрировать товарный знак именно в данном виде.