Коллективный бренд (товарный знак) также как и обычный товарный знак, в случае успешного прохождения процедуры госрегистрации и наличия у его правообладателей правоустанавливающего документа (свидетельства о госрегистрации), представляет собой объект промсобственности.
Однако, следует отметить, что в силу того, что собственниками коллективного бренда одновременно выступает несколько субъектов гражданско-правовых отношений, правовой статус коллективного бренда отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым статусом индивидуального товарного знака.
Особенности правового статуса коллективного бренда
Особенности коллективного бренда, главным образом, заключаются:
- в ограничении прав его сособственников относительно отчуждения и использования коллективного знака в качестве предмета лицензионных договоров. Согласно требованиям законодателя, коллективный бренд не может быть отчужден или передан в пользование по лицензии. В этой связи отчуждение коллективного бренда или заключение лицензионных договоров относительно его использования являются незаконными, а значит и недействительными;
- в возможности использования коллективного бренда всеми участниками объединения, в рамках которого коллективный бренд был зарегистрирован, для индивидуализации своей продукции и/или услуг, если они обладают едиными характеристиками с продукцией и/или услугами, выпускаемыми под коллективным брендом. При этом возможность использования коллективного бренда есть не только у тех субъектов объединения, которые осуществляли госрегистрацию коллективного бренда, но и вновь прибывших участников объединения. Иными словами, новые участники объединения, автоматически получают право использовать коллективный бренд для своих товаров или услуг;
- в специфике осуществления процедуры госрегистрации и правовой охраны коллективного бренда.
Особенности госрегистрации и правовой охраны коллективных брендов
Законодатель устанавливает для госрегистрации и правовой охраны коллективных брендов несколько дополнительных правил, относящихся:
- к оформлению и содержанию пакета заявки на госрегистрацию, к особенностям внесения сведений о них в госреестр. В пакет заявки на госрегистрацию коллективного бренда помимо обычной документации, которая требуется для госрегистрации брендов необходимо также прилагать так называемый Устав коллективного товарного знака, который должен соответствовать требованиям, приведенным в части первой статьи 1511 ГК РФ;
- к вопросам внесения сведений о коллективном знаке в госреестр и публикации информации о коллективном бренде в официальном бюллетене. Сведения, вносимые в госреестр, должны содержать информацию обо всех правообладателях и быть опубликованы в бюллетене вместе с выпиской из Устава коллективного бренда;
- к порядку уведомления правообладателями фед. института промсобственности в случае изменения Устава коллективного бренда. Согласно требованиям части второй статьи 1511 ГК РФ, правообладатели коллективного бренда должны в обязательном порядке уведомлять фед. институт промсобственности обо всех изменениях, которые вносятся в Устав коллективного бренда;
- к порядку досрочного прекращения правовой охраны коллективного бренда. Правовая охрана коллективного бренда может прекратиться полностью или частично в случае несоответствия отдельных товаров или услуг, которые он индивидуализирует, единым характеристикам, заявленным при госрегистрации коллективного бренда.
Процедура госрегистрации коллективного бренда
Процедура госрегистрации коллективного бренда проходит в несколько этапов:
- Подача заявки в фед. институт промсобственности на выдачу правоустанавливающего документа. Дата госрегистрации заявки считается датой приоритета коллективного бренда, с этого момента вплоть до принятия решения о госрегистрации или об отказе в ней бренд будет находиться под временной правовой охраной.
- Проведение формальной экспертизы принятой заявки. На данном этапе, сотрудники фед. института промсобственности проверяют соответствие документации заявки требованиям законодателя.
- Проведение экспертизы брендового обозначения. На данном этапе, сотрудники фед. института промсобственности осуществляют проверку коллективного бренда по международным классификаторам на предмет тождества или схожести регистрируемого обозначения с иными брендами, уже прошедшими госрегистрацию или находящиеся под временной правовой охраной.
- Внесение сведений в госреестр товарных знаков и публикация информации о нем в официальном бюллетене регистрирующего органа.
- Выдача правоустанавливающего документа – свидетельства о госрегистрации коллективного бренда правообладателям.