Товарные знаки в современном мире одни из самых востребованных объектов промышленной собственности, интеллектуальные права на которые являются предметом многих коммерческих сделок. В этой связи вопросы правового регулирования товарных знаков представляют большой интерес для субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящей статье мы рассмотрим особенности правового регулирования субъектного состава процедуры регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, а также сделок в отношении указанных объектов.
Прежде всего, рассмотрим понятия «товарный знак» и «знак обслуживания», с точки зрения их правового статуса.
Что такое товарный знак?
Законодатель, под товарным знаком понимает коммерческое обозначение (бренд), предназначенное для индивидуализации какой-либо продукции, товаров, официально зарегистрированное в качестве в российском патентном ведомстве. Это означает, что товарный знак является брендовым обозначением для товаров, при их перемещении в гражданском обороте. При этом, у владельца товарного знака должен иметься соответствующий правоустанавливающий документ – свидетельство о государственной регистрации товарного знака, подтверждающий факт прохождения процедуры государственной регистрации в качестве объекта промышленной собственности.
В соответствии с действующими нормами гражданского законодательства, коммерческое обозначение, не прошедшее в установленном порядке государственную регистрацию в юридическом смысле товарным знаком не является и правовая охрана такому обозначению со стороны государства не предоставляется.
Что такое знак обслуживания?
Знак обслуживания, также как и товарный знак, является брендовым обозначением, только предназначенным для индивидуализации не товаров, а услуг.
Во всех остальных отношениях правовой статус знака обслуживания ничем не отличается от правового статуса товарного знака. Законодатель особо отмечает, что все нормы четвертой части Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют правоотношения, связанные с товарным знаком, в том числе такие правоотношения как государственная регистрация, правовая защита бренда, отчуждение и передача во временное пользование и т.д. могут быть в полной мере применены и в отношении знаков обслуживания.
Кто вправе подать заявку на государственную регистрацию товарного знака?
Согласно нормам гражданского и налогового законодательства, поскольку товарные знаки и знаки обслуживания могут использоваться исключительно в коммерческих целях в ходе осуществления предпринимательской деятельности, указанные объекты промышленной собственности могут быть зарегистрированы и принадлежать на праве собственности или ином вещном праве только субъектам предпринимательской деятельности.
Это означает, что подать заявку в российское патентное ведомство, каковым является Роспатент, а еще точнее - одно из подразделений Роспатента – федеральный институт промышленной собственности (в аббревиатурном написании – ФИПС), могут только представители бизнес-сообщества.
Представителями бизнеса, а значит и потенциальные заявители на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, в соответствии с действующим законодательством, признаются две категории субъектов:
- Юридические лица (независимо от того, в какой организационно-правовой форме они организованы, в том числе заявителями могут выступать и некоммерческие юридические лица, поскольку закон не запрещает последним осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей);
- Частные предприниматели, имеющие действующий статус ИП.
Особо следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством, физические лица, не являющиеся ИП не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а значит и выступать заявителями по вопросам государственной регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.
Субъектный состав сделок с товарными знаками и знаками обслуживания
Поскольку товарные знаки и знаки обслуживания используются только в предпринимательской деятельности, и подача заявок на государственную регистрацию таких объектов промышленной собственности, как указывалось выше, может осуществляться только ограниченным кругом лиц – частными предпринимателями и юридическими лицами, совершение сделок в отношении уже зарегистрированных товарных знаков также возможно только между субъектами предпринимательской деятельности.
Это означает, что как вопросы, связанные с государственной регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания, так и вопросы, связанные с осуществлением различных сделок в отношении товарных знаков и знаков обслуживания, подразумевают ограниченный субъектный состав, состоящий из юридических лиц и ИП, и полностью исключают участие в этом физических лиц.