Патентное ведомство РФ продолжает работу над инициативой по внедрению процедуры оппозиции товарных знаков. Предполагается, что она существенно повлияет на весь процесс регистрации.
На сегодняшний день срок регистрации товарных знаков занимает в среднем около одного года. Процесс состоит из двух этапов, первым из которых является формальная экспертиза поданной заявки на соответствие всем установленным требованиям и наличие необходимых документов.
На втором этапе обозначение, заявленное в качестве товарного знака, проходит экспертизу на наличие оснований для отказа в регистрации. Данные основания могут быть как абсолютными (например, отсутствие различительной способности), так и относительными (нарушение прав третьих лиц). Проверка наличия оснований для отказа в регистрации выполняется экспертами ФИПС.
Этапы процедуры оппозиции товарных знаков
Сущность новой процедуры, предложенной Роспатентом, заключается в следующем – после прохождения проверки на наличие абсолютных оснований заявки будут размещаться на открытом интернет-портале. В течение трех месяцев любое заинтересованное лицо сможет подать возражение против регистрации соответствующего знака на условиях, предусмотренных законодательством.
Сторонам оппозиции предоставляется шесть месяцев для урегулирования спора. Если спор разрешить не удалось и возражение не отозвано, оно передается для рассмотрения в Роспатент, который принимает окончательное решение.
Преимущества и недостатки процедуры оппозиции
Наиболее важным преимуществом новой инициативы является значительное сокращение процедуры регистрации. На сегодняшний день регистрация товарного знака занимает продолжительное время, что отрицательно сказывается на развитии бизнеса. Инициатива Роспатента позволит сократить сроки регистрации до полугода (при условии отсутствия возражений).
Кроме того, введение процедуры оппозиции исключает субъективность оценки обозначений. Если правообладатель считает, что вновь заявленное обозначение может ввести кого-то в заблуждение, он будет вправе возразить. Таким образом, основным инструментом регулирования данного вопроса становится рынок.
Но если решением вопроса о степени схожести новых обозначений с уже зарегистрированными занимаются предприятия, то это станет серьезной нагрузкой для владельцев товарных знаков. Ежегодно на регистрацию подаются десятки тысяч заявок, и отслеживать их придется правообладателям.
Также новая процедура может вызвать увеличение нагрузки на суды и Палату по патентным спорам (при этом судебное разбирательство повлечет за собой увеличение сроков регистрации). Наконец, новый порядок регистрации товарных знаков означает, что Роспатент больше не будет проводить экспертизу по существу в отношении заявленного обозначения.