Брендовые обозначения компаний, их продукции и услуг, в соответствии с российским и международным патентным законодательством, могут быть признаны объектами промсобственности, и в этом случае, Россия и иные государства-участники Парижской Конвенции по вопросам охраны промсобственности предоставят им правовую охрану.
Однако, чтобы юридическая охрана могла быть предоставлена, необходимо соблюсти ряд обязательных условий:
- Обладатель бренда должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему законодательством;
- Бренд необходимо зарегистрировать в официальном порядке и получить на него правоустанавливающий документ (свидетельство о госрегистрации);
- Регистрируемое брендовое обозначение должно соответствовать требованиям относительно его новизны и формы выражения.
Если хотя бы одно из вышеприведенных условий не соблюдается, то юридическая охрана бренду не предоставляется и его может использовать в своих интересах любая компания, без выплаты вознаграждения правообладателю и без получения его согласия на использование такого бренда. Иными словами, неохраняемый бренд находится в общественном достоянии.
Требования, предъявляемые к обладателю бренда
Поскольку бренд предназначается для индивидуализирующего обозначения компании, ее продукции и услуг, и его использование, таким образом, носит ярко выраженный коммерческий характер, законодатель предоставляет правовую охрану только тем брендам, которые принадлежат компаниям или индивидуальным предпринимателям (в аббревиатуре – ИП).
То есть физ. лица не могут обратиться в регистрирующий орган в качестве заявителя, поскольку юридическая охрана брендов частным лицам не предоставляется.
Требования новизны и формы
Бренды каждой компании или ИП должны различаться между собой, поскольку их главное предназначение заключается в индивидуализации компаний, их продукции или услуг. В этой связи, необходимо, чтобы вновь регистрируемое брендовое обозначение было новым, причем проверять бренд на его уникальность необходимо не только по российским источникам, но также и по международным классификаторам.
Бренды, согласно правовым нормам, могут получить свое выражение в различных формах: изобразительной (логотип), словесной (слоган), звуковой и т д.
Однако, в специальных нормативно-правовых документах для каждого вида форм обозначений предусмотрены специальные правила, которые необходимо в точности соблюсти, иначе бренд не зарегистрируют.
Процедура госрегистрации бренда
Бренд обычно регистрируют в качестве товарного знака, поскольку данный правовой статус является оптимальным, так как, в отличие от всех остальных объектов, свидетельство о госрегистрации товарного знака может продлеваться до бесконечности.
Процедура госрегистрации бренда проводится в фед. институте промсобственности (в аббревиатурном написании – ФИПС) в Москве.
Здесь следует отметить, что процесс госрегистрации бренда является довольно длительным и занимает год или более.
Госрегистрация бренда проходит в несколько этапов:
- Вначале в регистрирующий орган подается заявление с просьбой о госрегистрации соответствующего обозначения в качестве товарного знака, к которому прилагается пакет необходимых документов. Заявление регистрируется сотрудниками ФИПСа и (прямо с даты гос регистрации заявки) бренд получает временную правовую охрану, которая длится до момента принятия регистрирующим органом решения о госрегистрации или об отказе в госрегистрации бренда.
- Проведение сотрудниками ФИПСа проверки заявления и прилагаемого к нему пакета документов на соответствие формальным требованиям, предъявляемым к заявке.
- Проведение сотрудниками ФИПСа проверки представленного на госрегистрацию обозначения на предмет его новизны и формы. Проверка осуществляется по различным российским и международным источникам, в том числе по международному классификатору – МКТУ.
- Принятие сотрудниками ФИПСа решения о госрегистрации или об отказе в госрегистрации брендового обозначения.
- Выдача правоустанавливающего документа – свидетельства о госрегистрации товарного знака.
Сущность правовой охраны бренда заключается в том, что любое использование зарегистрированного надлежащим образом брендового обозначения третьими лицами, которые не состоят с правообладателем бренда в договорных правоотношениях франчайзинга и иных, и не получили от правообладателя согласия на такое использование, будет в случае выявления признаваться незаконным.
Это означает, что правообладатель имеет обеспеченную правом возможность требовать (в том числе через суд) от нарушителя немедленного прекращения использования бренда, а также выплаты соответствующего возмещения.