Развитие компьютерной техники и информационных технологий привело к тому, что возникла необходимость предоставить на законодательном уровне правовую защиту такому явлению, как «доменное имя».
До введения в действие четвертой части Гражданского Кодекса термин «доменное имя» уже использовался в Законе «О товарных знаках» от 23.09.1992 за номером 3520-1. Закон содержал указание на обстоятельство, согласно которому товарный знак в любом случае имеет приоритет перед доменным именем. Другими словами, момент появления доменного имени, схожего с товарным знаком, никак не влиял на разницу в приоритете: фаворитом оставался товарный знак.
С введением ныне действующей части четвертой Гражданского Кодекса ситуация изменилась.
В настоящее время товарный знак имеет приоритет перед доменным именем только в случаях, когда:
- товарный знак был раньше зарегистрирован по времени;
- доменное имя ссылается на товары, защищенные товарным знаком;
- доменное имя сходно с товарным знаком до степени смешения.
Проблема временного приоритета
Процедура регистрации товарного знака включает в себя в качестве одного из этапов проведение проверки заявленного обозначения (заявленное обозначение – изображение или словесное обозначение, которое, в случае успешной регистрации, станет товарным знаком).
Поиск проводится, в том числе, и на соответствие заявленного обозначения доменным именам. Если доменное имя, похожее на условное обозначение, уже существует и будет признано экспертизой сходным до степени смешения с товарным знаком, то в регистрации товарного знака будет отказано, так как доменное имя зарегистрировано раньше.
Если совпадений с доменными именами и другими товарными знаками не найдено, то заявленное обозначение регистрируется в качестве товарного знака. Соответственно, в таком случае схожие до степени смешения с товарным знаком доменные имена, возникшие после регистрации товарного знака, нарушают исключительные права правообладателя товарного знака. Правообладатель товарного знака вправе потребовать прекращения нарушения его исключительного права.
Проблема ссылки доменного имени на защищенные товары
Если переход по ссылке на доменное имя показывает, что защищенные товарным знаком товары распространяются без ведома правообладателя товарного знака, налицо нарушение исключительных прав на товарный знак.
В подобных случаях правообладатель товарного знака, в соответствии со ст. 1515 ГК РФ, вправе требовать как прекращения использования соответствующего содержимого сайта, так и возмещение причиненных таким использованием убытков.
При этом название доменного имени не имеет значения, важно, что под товарным знаком, имеющим конкретного правообладателя, реализуются товары без ведома правообладателя или не имеющие отношения к товарному знаку.
Проблема сходства товарного знака и доменного имени
Насколько схож товарный знак и доменное имя, решает только экспертиза. Не всегда доменные имена повторяют товарный знак. Бывают случаи, что под известное доменное имя регистрируется схожий товарный знак для раскручивания продукции.
Для того чтобы не иметь проблем с возможными недоразумениями относительно временного приоритета и схожести и успешно пройти экспертизу товарного знака, необходимо, в первую очередь, позаботиться о единовременной регистрации доменного имени.
Регистрируя товарный знак одновременно с доменом, правообладатель гарантирует себе надежно защищенное пространство в интернете, которое в дальнейшем будет использоваться как сайт компании. Регистрировать доменное имя лучше до регистрации товарного знака. Такая превентивная мера станет подстраховкой от действий лиц, регистрирующих доменные имена, схожие с торговыми знаками.
Защита доменного имени в суде
Для того чтобы отстоять право на доменное имя в суде, необходимо доказать, что:
- оно было зарегистрировано раньше, чем товарный знак другой стороны спора;
- не является схожим до степени смешения с ним.
Доказательство хотя бы одного из вышеуказанных условий дает право владельцу доменного имени продолжать использовать его.
Деятельность по регистрации доменных имен под товарные знаки называется «киберсквоттинг». Фактически это тоже нарушение исключительных прав на товарный знак, но только в интернете.
Названия обратной деятельности – регистрации новых товарных знаков под известные доменные имена – пока не придумано, но то, что правовая защита предоставляется и доменному имени, это, безусловно, радует.