В последнее время в суде по интеллектуальным правам (далее по тексту – интеллектуальный суд) участились случаи обращения с исками о досрочном прекращении юридической охраны товарных знаков (брендов).
При этом судьи отмечают, что многие заявители не достаточно хорошо понимают предмет и основания такого иска, в результате чего немало исковых заявлений остается без движения или не удовлетворяется интеллектуальным судом в процессе их рассмотрения.
В настоящей статье мы подробно рассмотрим предмет и основания иска о досрочном прекращении правовой охраны бренда и сформулируем содержание основных исковых требований.
Иск и исковые требования
Для начала давайте определимся, что такое иск.
В соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, под иском понимаются требования одного субъекта гражданско-правовых отношений к другому, основанные на нормах закона и заявляемые посредством обращения к судебной системе.
Данные требования для рассмотрения их в судебном органе необходимо изложить в документальной форме в виде искового заявления, которое надлежит оформлять в соответствии с нормами процессуального права.
Таким образом, сущность и предмет любого иска – исковые требования.
Предмет иска
Исковые требования могут быть как имущественного, так и неимущественного характера.
Имущественные требования всегда предполагают возможность истца взыскать с ответчика, определенную сумму (так называемую цену иска), от размера которой будет зависеть и сумма госпошлины.
Неимущественные требования предполагают возможность истца повлиять на возникновение/изменение или прекращение прав и обязанностей в конкретном правоотношении. При этом права и обязанности могут возникать, изменяться и прекращаться как в отношении самого истца, так и в отношении ответчика, если, конечно, исковые требования будут удовлетворены.
В рассматриваемой нами категории интеллектуальных споров по вопросам досрочного прекращения юридической охраны товарных знаков (брендов), исковые требования всегда носят неимущественный характер и рассматриваются в рамках арбитражного судопроизводства, поскольку субъектный состав данного спора ограничивается юр. лицами и частными предпринимателями, официально зарегистрированными в качестве ИП.
Итак, предметом иска являются непосредственно заявляемые исковые требования заявителя.
При этом предметом иска, согласно закону, могут являться только те исковые требования, которые напрямую касаются:
- Прав заявителя, которые были нарушены или являются спорными;
- Законных интересов заявителя, которые также либо были нарушены, либо являются предметом судебного спора.
Таким образом, арбитражное судопроизводство защищает только права и интересы заявителя, а это означает, что иск не может содержать иных требований.
Из этого правила вытекает и требование статьи 65 Арбитражно - Процессуального Кодекса, о том, что стороны по делу обязаны доказывать и обосновывать свои требования.
То есть, истцу, заявляющему иск о досрочном прекращении охраны чужого товарного знака, необходимо доказать, что государственная охрана бренда каким-то образом мешает ему реализовать свое право или законный интерес.
Более того, законодательство в области интеллектуальной собственности, также предусматривает необходимость установления судом объективной заинтересованности истца по данной категории споров.
Основания иска
Основания иска представляют собой совокупность фактических обстоятельств, создающих возможность для возникновения права требования у истца.
По искам о досрочном прекращении юридической охраны брендов, согласно статье 1486 Гражданского Кодекса, такими основаниями являются факты неиспользования бренда его законным правообладателем в течение длительного отрезка времени (не менее трех лет непрерывно).
Основания иска в обязательном порядке должны быть отражены в исковом заявлении, наряду с заявляемыми требованиями, и подтверждаться ссылками на соответствующие нормы права (в нашем случае необходимо ссылаться на 1486 статью ГК РФ).
Возможные формулировки исковых требований
В соответствии с правилами статьи 1486 ГК РФ, которая устанавливает возможность досрочного прекращения правовой охраны как в отношении всей продукции или услуг, продвигаемых под брендом, охрана которого оспаривается, или их части, возможны только две формулировки требований:
- Досрочное прекращение охраны бренда в отношении всех товаров или услуг, которые под ним продвигаются;
- Досрочное прекращение охраны бренда в отношении конкретных товаров и/или услуг, в том числе по конкретным классам международного классификатора МКТУ.
Других формулировок данных требований быть не должно.