БОЛЕЕ 12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема | 3D-тур по офису
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Распоряжение исключительным правом на товарный знак

В настоящей статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с распоряжением исключительным правом на бренд и дадим оценку всем возможным способам такого распоряжения, исходя из факторов доходности и эффективности.

Кто может распоряжаться товарным знаком?

Чтобы иметь возможность распоряжаться брендом, необходимо быть его правообладателем – лицом, имеющим правоустанавливающий документ, предоставляющий возможность владения, использования и распоряжения брендом.

Однако правообладателем бренда может стать не каждое лицо. Согласно нормам гражданского законодательства зарегистрировать бренд могут только юр. лица или ИП (лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Актив должен приносить прибыль!

Товарный знак (бренд) с точки зрения финансового и бухучета представляет собой нематериальный актив компании, а это значит, что он может и должен приносить прибыль.

Тем не менее, прибыль не появляется сама собой, поэтому чтобы товарный знак повышал доходность компании, необходимо:
  1. Зарегистрировать товарный знак, путем обращения с соответствующим заявлением в фед. институт промсобственности в Москве и получить на него правоустанавливающий документ (свидетельство о госрегистрации бренда);
  2. Поставить товарный знак на баланс организации и оптимизировать налогообложение (интеллектуальная собственность компании также является ее налогооблагаемой базой);
  3. Поддерживать правоустанавливающие документы на бренд в силе, путем своевременной уплаты патентных платежей и ведения деловой переписки с сотрудниками фед. института промсобственности (можно заказать услугу юридического сопровождения бренда в компании, специализирующейся на оказании услуг в области патентования);
  4. Правильно распоряжаться исключительными правомочиями на бренд, путем создания на предприятии эффективной маркетинговой системы или иными законными способами.

Легальные способы распоряжения брендом

Юридический анализ положений Гражданского Кодекса позволяет утверждать, что правообладатель бренда может распоряжаться им по своему усмотрению следующими способами:
  1. Продать бренд, посредством заключения договора отчуждения исключительных правомочий на бренд (аналог договора купли-продажи для оформления сделок с объектами интеллектуальной собственности);
  2. Передать бренд по наследству или подарить его (в случае сделки дарения, между дарителем и одаряемым опять же заключается договор отчуждения, но на безвозмездной основе). Следует отметить, что поскольку владельцем бренда может быть только ИП или юр. лицо, наследник или одаряемый должен соответствовать этим требованиям, то есть подарить бренд или передать его по наследству частному лицу нельзя. Поэтому перед вступлением в наследство или перед заключением сделки безвозмездного отчуждения частное лицо – будущий правообладатель бренда должно зарегистрироваться в качестве ИП.
  3. Использовать бренд для эффективного продвижения на рынке своих товаров или услуг, путем проведения PR-акций и размещения товарного знака в рекламных и промо–материалах, офертах, объявлениях, упаковках продукции, доменных именах и т. д.
  4. Использовать товарный знак в качестве предмета залоговых правоотношений.
  5. Передача бренда в пользование третьим лицам по лицензионным или франчайзинговым договорам.

Как показывает практика, из всех вышеперечисленных способов наиболее эффективными являются использование бренда непосредственно для продвижения собственных товаров и услуг, а также передача бренда в пользование третьим лицам на условиях исключительных или неисключительных лицензий или по бизнес - схеме франчайзинга.

Однако, все зависит от конкретной ситуации и от индивидуальных особенностей и товарного знака и его владельца. Если правообладатель бренда находится в сомнениях по поводу того, как ему лучше распорядиться своими исключительными правомочиями, правильным решением будет обратиться к специалистам в области брендинга и маркетингового консалтинга, которые смогут оценить стоимость бренда и перспективы его возможного использования на рынке.

Условия распоряжения брендом, предъявляемые законодателем

Любое распоряжение брендом (за исключением его использования в собственных целях) представляет собой гражданско-правовую сделку, которая должна оформляться заключением того или иного договора в письменной форме. Кроме этого, законодатель требует для каждого договора, предметом которого является полный или частичный переход прав на бренд к третьим лицам, в обязательном порядке прохождения процедуры госрегистрации.

Договор не прошедший госрегистрацию не порождает у третьих лиц никаких прав на бренд, по общему правилу, в таких случаях они остаются за прежними правообладателями.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
наверх