Азиатские рынки, особенно в Китае, в последнее время представляют для российских предпринимателей все больший коммерческий интерес. Поэтому регистрация собственного бренда в одной или нескольких странах азиатского региона представляется прекрасной возможностью для расширения бизнеса как путем самостоятельного продвижения продукции и повышения объема ее продаж, так и по модели франчайзинга.
Два способа регистрации
Зарегистрировать бренд в Азии можно одним из двух способов:
- оформить и подать заявление непосредственно в стране назначения (например, обратившись в китайское торгово-промышленное госуправление);
- зарегистрировать международный бренд по системе ВОИС (или подать заявление на расширение географии действия бренда, если у Вас ранее уже был оформлен международный портфель брендов).
Каждый из представленных способов имеет свои правовые особенности, достоинства и недостатки. Поэтому, прежде чем приступать к регистрации бренда в азиатской стране, необходимо определиться и выбрать наиболее подходящий способ регистрации, исходя из особенностей Вашей конкретной ситуации.
Регистрация бренда в стране назначения
Данный способ идеально подходит, если Вы планируете продвижение своего бренда только на территории одной азиатской страны и при этом Вы хотите распоряжаться азиатским брендом отдельно от российского или иных брендов, ранее зарегистрированных в других странах (в случае, если у Вас есть такие бренды). Также, этот способ регистрации является идеальным правовым решением, в случае, если у Вас нет российского бренда и желания его регистрировать.
Порядок и сроки регистрационной процедуры будут зависеть от законодательства выбранной Вами азиатской страны. Например, в Китае регистрационная процедура обычно длится около двух лет и при этом, если заявитель не является китайским резидентом, для подачи пакета документов в государственный орган-регистратор необходимо привлечение китайского патентного поверенного, поскольку текст заявления и пакета документов к нему оформляется на китайском языке и должны полностью соответствовать требованиям китайского законодательства.То есть самостоятельно подать документы на регистрацию не получится, российские патентные специалисты в этом случае также не смогут помочь, поэтому потребуется оплачивать услуги китайского поверенного. В других азиатских странах примерно схожий порядок процедуры, но существуют свои различные правовые отличия, которые также придется учитывать. Кроме того, могут существовать и территориальные ограничения действия бренда после его регистрации. Так, например, регистрация бренда в Китае не распространяет своего действия на территории Макао, Гонгонга и Тайваня, несмотря на то, что формально указанные территории являются провинциями КНР. Таким образом, если Вы регистрируете бренд в Китае и хотите распространить его действие, скажем на Гонконг, придется либо проводить одновременно две регистрационные процедуры (в Китае и на Гонконге), либо воспользоваться другим способом регистрации бренда и зарегистрировать международный портфель брендов по системе ВОИС.
Регистрация международного портфеля брендов
Регистрационная международная процедура отличается большей степенью удобства подачи заявки (достаточно подать только одно заявление и оплатить единую пошлину), имеет впечатляющие возможности расширения географии действия бренда (можно зарегистрировать бренд более чем на территории ста государств) и осуществляется в сравнительно небольшие сроки (около восемнадцати месяцев). Однако, для международной регистрации Вам потребуется либо иметь свидетельство о госрегистрации Вашего товарного знака на территории России, либо оформить заявку на госрегистрацию бренда в России одновременно с подачей заявления на его международную регистрацию. Международный портфель регистрируется только на базе отечественного бренда. И при этом весь портфель брендов будет юридически связан с Вашим отечественным брендом и иными иностранными брендами между собой в течении пяти лет. Это значит, что с одной стороны, Вы можете легко управлять всеми брендами, входящими в портфель, одновременно, что несомненно, удобно, а с другой стороны, у Вас не будет правовой возможности распоряжаться брендами по отдельности в течении пятилетнего периода. Так, например, Вы не сможете продать или передать в пользование по лицензии свой китайский бренд отдельно от российского и иных зарубежных брендов, если они входят в международный портфель. Но, если Вы хотите заключить сделку в отношении всего портфеля, сделать это будет очень просто и удобно, буквально “в одно касание”. Процесс подачи международной заявки также отличается своей простотой. Вам даже не придется ехать в другую страну и заключать договор с азиатским поверенным. Достаточно будет обратиться к российским патентным специалистам, проверить бренд по информационным базам, составить заявление на английском или французском языке и зарегистрировать его в Роспатенте. Кроме этого, у Вас есть возможность выбрать одну или несколько зарубежных стран (не обязательно только в пределах Азии), территориально представляющих для Вас коммерческий интерес. Стоимость регистрации международного портфеля брендов представляет собой единую пошлину, размер которой будет зависеть от количества выбранных государств.
Дополнительная международная регистрационная процедура
В случае, если Вы уже являетесь правообладателем международного портфеля брендов и просто хотите расширить географию на одну или несколько азиатских стран, Вы можете сделать это в упрощенном порядке и на льготных условиях. Размер льготы по пошлине в этом случае может достигать пятидесяти процентов. Сроки дополнительной регистрации тоже заметно сокращаются. Заявление на расширение географии аналогично подается в Роспатент.
Резюме: плюсы и минусы национальной и международной процедур
Явными плюсами при регистрации бренда в стране назначения являются:
- более демократичная стоимость по сравнению с регистрацией международного портфеля (например, для Китая стоимость регистрационной процедуры меньше примерно в три раза, несмотря на необходимость привлечения китайского патентного специалиста);
- юридическая независимость китайского бренда от российского и др. ( можно свободно отчуждать или совершать любые иные сделки);
- нет необходимости регистрации российского базового бренда.
К минусам национальной регистрационной процедуры можно отнести:
- более длительная продолжительность сроков регистрации;
- необходимость сотрудничества с азиатскими поверенными;
- правовые особенности и различия законодательства.
К плюсам регистрации международного портфеля брендов относятся:
- возможность одновременной регистрации на территории нескольких стран ( по выбору клиента);
- удобство подачи заявления и оплате пошлины;
- льготы по оплате пошлины в случае расширения географии;
- возможность одновременного администрирования всех брендов, входящих в портфель;
- приемлемые сроки и прозрачность регистрационного процесса.
Минус международной регистрации - юридическая связанность всех брендов портфеля между собой в течение пяти лет.