БОЛЕЕ 12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема | 3D-тур по офису
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Обратите внимание! В пятницу, 14 декабря, офис нашей компании работает до 16:30.

Споры о товарных знаках, возникающие по лицензионным договорам

Товарные знаки (бренды) представляют собой реальные источники прибыли для своих правообладателей и относятся к нематериальным активам компании.

Распространенным, но не единственным способом, извлечения прибыли посредством эффективного использования бренда является передача его в пользование третьим лицам по лицензионным договорам.

Следует различать лицензионный договор и договор франчайзинга (комм. концессии). По договору франчайзинга передается в пользование не только сам бренд, но и другие объекты интеллектуальных прав, например технологии «Ноу - Хау» и пр.

Если же требуется передать в пользование только исключительные правомочия на бренд, то используется правовая конструкция лицензионного договора.

Правовая природа лицензионного договора

Лицензионный договор предполагает, как правило, возмездную передачу части исключительных правомочий правообладателя бренда лицензиату и, в зависимости от объема передаваемых полномочий, различаются лицензии следующих типов:
  1. Исключительная.
  2. Неисключительная.

Поскольку объем исключительных правомочий предоставляемый по представленным выше лицензиям различен, то и условия договоров также будут сильно различаться, но главное различие будет выражаться в цене договора.

Следует отметить, что специфика предмета лицензионного договора (товарного знака) будет оказывать заметное влияние на юридическое оформление данной сделки и на сам характер договорных правоотношений.

Особенности бренда как предмета лицензионной сделки

Рассмотрим основные особенности бренда в качестве предмета лицензионного договора.

Во-первых, субъектный состав данной сделки может быть представлен только юр. лицами и частными предпринимателями, имеющими статус ИП, поскольку физ. лица не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на постоянной основе, не будучи зарегистрированными в качестве ИП или без образования юр. лица.

Во-вторых, товарный знак, впрочем, как и иные объекты промсобственности, прежде чем стать предметом лицензионного договора, должен быть зарегистрирован в фед. институте промсобственности.

В-третьих, все сделки в отношении бренда также должны пройти госрегистрацию, в том числе и лицензионные правоотношения, иначе договор будет признан недействительным.

Споры о брендах по лицензионным договорам и порядок их разрешения

Споры о брендах, возникающие в связи с лицензионными правоотношениями на практике возникают довольно часто, поскольку бренды хотя и успешно завоевывают российские рынки, однако культура лицензионных правоотношений у нас еще не сложилась.

Правообладатели и лицензиаты часто не знают своих законных прав и при этом не отличаются строгостью в части соблюдения взятых на себя обязательств. Результатом этого являются конфликтные ситуации между сторонами.

Законодатель установил судебный порядок разрешения подобных споров. Это значит, что в случае возникновения спора сторонам не нужно предварительно обращаться в Палату по патентным спорам.

Споры по лицензиям в отношении брендов разрешаются посредством искового производства в арбитражных судах субъектов РФ, поскольку частные лица не могут в данной ситуации быть заявителями.Арбитражные суды субъектов РФ выступают в качестве первой инстанции.

Если истец или ответчик желают обжаловать решение арбитражного суда, то у них есть возможность подать апелляцию в апелляционный арбитражный суд, а затем обратиться с кассационной жалобой в суд по интеллектуальным правам, который является специализированным структурным звеном системы арбитражного судопроизводства, уполномоченным рассматривать споры, связанные с оборотом интеллектуальной собственности.

В порядке надзора жалоба на судебное решение по спору о лицензии, выданной в отношении товарного знака, может быть рассмотрена в высшем арбитраже (ВАС РФ).

Решение принятое надзорной инстанцией является окончательным.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
наверх