14 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Споры о товарных знаках, возникающие по лицензионным договорам

Товарные знаки (бренды) представляют собой реальные источники прибыли для своих правообладателей и относятся к нематериальным активам компании.

Распространенным, но не единственным способом, извлечения прибыли посредством эффективного использования бренда является передача его в пользование третьим лицам по лицензионным договорам.

Следует различать лицензионный договор и договор франчайзинга (комм. концессии). По договору франчайзинга передается в пользование не только сам бренд, но и другие объекты интеллектуальных прав, например технологии «Ноу - Хау» и пр.

Если же требуется передать в пользование только исключительные правомочия на бренд, то используется правовая конструкция лицензионного договора.

Правовая природа лицензионного договора

Лицензионный договор предполагает, как правило, возмездную передачу части исключительных правомочий правообладателя бренда лицензиату и, в зависимости от объема передаваемых полномочий, различаются лицензии следующих типов:

  1. Исключительная.

    Данный вид лицензий предоставляют третьему лицу (лицензиату) возможность единоличного использования бренда. По данному типу договора, даже использование бренда его правообладателем может быть исключено (если такое условие будет прописано в договоре). По умолчанию, правообладатель имеет право использовать свой бренд для индивидуализации своей собственной продукции.

  2. Неисключительная.

    Данный вид лицензий представляют третьему лицу (лицензиату) ограниченные возможности использования бренда. Так, использование бренда может быть ограничено по территории или по объему продукции, выпускаемой под данным товарным знаком. Кроме этого, правообладатель вправе заключать неограниченное количество лицензионных договоров в отношении одного и того же бренда, если найдутся желающие заключить такой договор.

Поскольку объем исключительных правомочий предоставляемый по представленным выше лицензиям различен, то и условия договоров также будут сильно различаться, но главное различие будет выражаться в цене договора.

Следует отметить, что специфика предмета лицензионного договора (товарного знака) будет оказывать заметное влияние на юридическое оформление данной сделки и на сам характер договорных правоотношений.

Особенности бренда как предмета лицензионной сделки

Рассмотрим основные особенности бренда в качестве предмета лицензионного договора.

Во-первых, субъектный состав данной сделки может быть представлен только юр. лицами и частными предпринимателями, имеющими статус ИП, поскольку физ. лица не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на постоянной основе, не будучи зарегистрированными в качестве ИП или без образования юр. лица.

Во-вторых, товарный знак, впрочем, как и иные объекты промсобственности, прежде чем стать предметом лицензионного договора, должен быть зарегистрирован в фед. институте промсобственности.

В-третьих, все сделки в отношении бренда также должны пройти госрегистрацию, в том числе и лицензионные правоотношения, иначе договор будет признан недействительным.

Споры о брендах по лицензионным договорам и порядок их разрешения

Споры о брендах, возникающие в связи с лицензионными правоотношениями на практике возникают довольно часто, поскольку бренды хотя и успешно завоевывают российские рынки, однако культура лицензионных правоотношений у нас еще не сложилась.

Правообладатели и лицензиаты часто не знают своих законных прав и при этом не отличаются строгостью в части соблюдения взятых на себя обязательств. Результатом этого являются конфликтные ситуации между сторонами.

Законодатель установил судебный порядок разрешения подобных споров. Это значит, что в случае возникновения спора сторонам не нужно предварительно обращаться в Палату по патентным спорам.

Споры по лицензиям в отношении брендов разрешаются посредством искового производства в арбитражных судах субъектов РФ, поскольку частные лица не могут в данной ситуации быть заявителями.Арбитражные суды субъектов РФ выступают в качестве первой инстанции.

Если истец или ответчик желают обжаловать решение арбитражного суда, то у них есть возможность подать апелляцию в апелляционный арбитражный суд, а затем обратиться с кассационной жалобой в суд по интеллектуальным правам, который является специализированным структурным звеном системы арбитражного судопроизводства, уполномоченным рассматривать споры, связанные с оборотом интеллектуальной собственности.

В порядке надзора жалоба на судебное решение по спору о лицензии, выданной в отношении товарного знака, может быть рассмотрена в высшем арбитраже (ВАС РФ).

Решение принятое надзорной инстанцией является окончательным.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
наверх