Средствами индивидуализации товаров или услуг, является товарный знак или знак обслуживания.
Для товаров и продукции применимо такое средство индивидуализации, как – товарный знак, или как его еще называют, «торговый знак», «торговая марка».
Эти же названия применимы и к предоставляемым фирмой, услугам. В частности, знак обслуживания, как и торговая марка служат средствами, которые позволяют индивидуализировать именно данные вид товаров или услуг, выпускаемые именно данной компанией, или реализуемые ею, что отличает данные товары или услуги от подобных или таких же, которые существуют на рынке.
Развитие экономики и рыночных отношений, ужесточили конкуренцию на рынке продукции и услуг. В связи с тем, что данный рынок переполнен различными товарами, услугами, очень легко обычному покупателю растеряться. А в связи с тем, что усилилась и ужесточилась конкурентная борьба за потребителя, без так называемой «фишки» ни одной фирме просто не выжить. Именно такими особенными «фишками» и призваны быть товарные знаки и знаки для обслуживания.
Но опять же, конкуренция не дремлет. И как, порой бывает, предприятие создало свою торговую марку, раскрутило ее, завоевало любовь потребителя, как тут сразу же появляется фирма-конкурент с похожим, или же точно подобным знаком. Среднестатистический покупатель выбирает полюбившиеся товары знакомых фирм, поэтому, не развираясь в особенностях и отличиях торговых знаков конкурирующих фирм, сразу же начнет приобретать товары конкурента, под знаком полюбившейся фирмы. Пока компании будут разбираться в нарушении прав, предприятие, у которого «украли» торговый знак, потерпит значительные убытки.
Чтобы максимально защитить правообладателей торговых марок, законодатель ввел обязательную государственную регистрацию торговых марок – товарных знаков и знаков обслуживания.
При этом, существуют довольно ужесточенные требования и рамки для созданных средств индивидуализации, которые должны быть соблюдены, как обязательное условие для его одобрения и проведения регистрации. Только на зарегистрированные торговые знаки распространяется правовая охрана. Но обо всем по порядку.
Если компания, которая выпускает или реализует товары, оказывает определенные услуги, желает быть узнаваемой и работать на рынке законно, ей следует зарегистрировать на себя торговый знак или знак обслуживания. Конечно же, это довольно хлопотное занятие. Сначала нужно знак придумать, потом согласовать его, проверить на предмет схожести с другими, уже зарегистрированными знаками, которые уже пребывают под правовой охраной. Ведь если подобный знак, схожий до степени смешения уже зарегистрирован, и на него распространяется правовая охрана, то другому заявителю уже откажут в регистрации знака. Предприятие потеряет и время, и деньги. Поэтому желательно сразу прибегнуть к помощи профессионалов, и не изобретать велосипед. Как правило, организации, которые специализируются на создании и раскрутке товарных знаков, обладают и знаниями и навыками по их созданию, а также владеют базами данных Реестров уже зарегистрированных знаков. К тому же, не стоит забывать о том, что некоторые изображения и символы не могут априори быть зарегистрированы как товарные знаки, в соответствии с действующим законодательством.
Для регистрации знака, после того, как изображение или обозначение создано, необходимо сформировать пакет документов для подачи заявки. Он довольно обширен, и сама процедура подачи заявки требует внимания к мелочам и деталям. Это важно, поскольку изначально, перед регистрацией товарного знака, происходит целых две экспертизы. Сначала проверяется сама заявка, ее содержимое на предмет соответствия установленным требованиям, после чего принимается решение одобрить ее принятие, или нет. После того, как заявка успешно прошла вступительное испытание, происходит экспертиза самого обозначения, на предмет схожести с другими знаками и соответствия закону (то есть, не содержит ли обозначение запрещенных слов, изображений, словосочетаний и т.п.).
После того, как знак зарегистрируют, правообладателю этого знака, будет выдан соответствующий документ, который подтверждает исключительное право на данное наименование.
С этого момента, предприятие, на чье имя выдано свидетельство, имеет право использовать данный знак на своих товарах или услугах. Смотря, для каких целей данный знак регистрировался. И с момента государственной регистрации распространяется за знак правовая охрана. Она предусматривает право владельца данного бренда по своему изволению позволять использование знака другими лицами, а также запрещать несанкционированное использование данного знака, в том числе, инициировать подачу заявления в суд и правоохранительные органы по факту нарушения исключительных прав.