Госрегистрация товарных знаков (брендов) является необходимой процедурой для введения брендовых обозначений в гражданский оборот в качестве объектов промсобственности и нематериальных активов компаний и корпораций, а также различных некоммерческих организаций.
Прохождение брендом госрегистрации подтверждается выдачей его владельцу правоустанавливающего документа – (свидетельства о госрегистрации товарного знака), на основании которого государство предоставляет зарегистрированному бренду юридическую охрану.
Незарегистрированные бренды не получают статуса объектов промсобственности, в виду чего юридическая охрана таким обозначениям не предоставляется и, хотя их использование законодателем не запрещается, они не могут полноценно участвовать в гражданском обороте.
Это означает, что незарегистрированный бренд нельзя купить или продать, передать в пользование по лицензии или франшизе, заложить или оставить по наследству.
Поэтому процедура госрегистрации брендов в качестве товарных знаков имеет первостепенное значение.
Сроки госрегистрации брендовых обозначений
Не секрет, что бренды являются очень распространенными объектами промышленной собственности, поскольку каждая уважающая себя компания стремится создать свой бренд, иногда и не один, а на каждый вид своей продукции или услуг.
В то же время госрегистрация товарных знаков в России осуществляется только в рамках одного ведомства – фед. института промсобственности, расположенного территориально в городе Москве. Несмотря на то, что у фед. института промсобственности имеются филиалы и в других российских городах, сама процедура проводится только в Москве, что, естественно, создает определенные проблемы, связанные с загруженностью сотрудников регистрирующего органа.
Также, следует отметить, что сам процесс госрегистрации брендовых обозначений, включающий в себя проверку знаков по международным классификаторам и иным открытым источникам, является довольно сложным, потому что в рамках поиска необходимо проверить брендовое обозначение по многим показателям, прежде чем убедиться, что ему может быть предоставлена правовая охрана.
Эти и некоторые другие факторы, в конечном счете, оказывают негативное влияние на скорость осуществления процедуры госрегистрации товарных знаков, которая длится от года и более, причиняя тем самым значительные неудобства компаниям, желающим заявить о себе на рынке и рекламироваться под своим собственным брендовым обозначением.
Еще большие проблемы затянутые сроки госрегистрации брендов создают компаниям, рассчитывающим на получение прибыли по бизнес - моделям франчайзинга или при помощи продажи лицензий на бренд. Фактически их бренд уже может быть узнаваем на рынке, но при этом его невозможно легальным образом ввести в гражданский оборот до окончания процедуры регистрации.
Разумеется, что ожидания предпринимателей сходятся на том, что такая ситуация должна иметь альтернативные решения, поэтому к патентоведам и патентным поверенным часто обращаются с вопросом, а возможна ли ускоренная регистрация брендов, и, если да, то каковы ее условия.
Отмена ускоренной регистрации
К сожалению, на сегодняшний день, ситуация такова, что ускоренная регистрация брендовых обозначений невозможна, хотя еще до января 2012 года было два легальных пути ускорения данной процедуры:
- Посредством регистрации международной заявки;
- Посредством подачи в фед. институт промсобственности соответствующего ходатайства, в котором необходимо было изложить причины, побудившие заявителя обратиться к сотрудникам патентного ведомства с такой просьбой (причины, естественно должны были быть обоснованными) и приложить к нему квитанцию, подтверждающую оплату специальной (дополнительной) патентной пошлины за оказание такого рода гос. услуги.
В основном, предприниматели массово пользовались первой юридической лазейкой, регистрируя заявку на международном уровне, а потом, отказываясь от нее, когда ускоренная госрегистрация, предусмотренная в этом случае, благополучно завершалась.
В результате законодатель решил пресекать подобные манипуляции, и ускоренная госрегистрация знаков с 2012 года была полностью прекращена.
Теперь, хотя минимальные и максимальные сроки госрегистрации для брендовых обозначений не установлены, зарегистрировать бренд в срок до года не представляется возможным. Да и само прохождение госрегистрации за двенадцать - четырнадцать месяцев уже можно считать весьма удачным, поскольку реальные сроки госрегистрации, как правило, затягиваются намного дольше, до полутора-двух лет.
А ведь еще каких - то два года назад в ускоренном порядке можно было зарегистрировать бренд в течение пяти – шести месяцев.