ЗАЩИЩАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ С 2005 ГОДА
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Заинтересованные лица в спорах о досрочном прекращении правовой охраны брендов

Большая часть интеллектуальных исков по спорам о товарных знаках (брендах) на сегодняшний день в России, как показывает практика, относится к категории дел по вопросам досрочного прекращения юридической охраны брендов.

Здесь следует отметить, что статья 1486 Гражданского Кодекса предусматривает возможность досрочного прекращения охраны брендов по заявлению заинтересованного лица только в единственном случае – если владелец бренда фактически не использует его на момент обращения заинтересованного лица с иском и в течение трех последних лет непрерывно.

Это означает, что только при соблюдении вышеуказанного условия, исключительные правомочия владельца бренда могут быть ограничены.

При этом такое ограничение прав владельца интеллектуальной собственности может наступить только по решению суда.

Фактор заинтересованности – половина дела

Согласно действующему законодательству, обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением, содержащим в себе требование досрочного прекращения юридической охраны бренда или серии брендов, вправе только лица, являющиеся заинтересованными в таком прекращении.

Казалось бы, законодатель расширяет возможный субъектный состав такого спора, поскольку теоретически, заинтересованным лицом может оказаться любой участник гражданско-правовых отношений. Однако на практике дело обстоит не так просто.

Истцам по делам о досрочном прекращении охраны брендов необходимо обосновать и доказать наличие своей заинтересованности в вынесении судом решения о прекращении правовой охраны конкретного бренда (серии брендов).

При этом следует понимать, что если суд сочтет доводы истца о его заинтересованности недостаточно обоснованными, в досрочном прекращении юридической охраны бренда, будет отказано, поскольку исключительные права владельца бренда в глазах законодателя и суда всегда имеют более высокий приоритет и не могут ограничиваться без веских на то причин.

В этой связи, вопрос о заинтересованности лица, обратившегося в арбитраж по рассматриваемой категории интеллектуальных споров, становится не менее ключевым, чем вопрос о неиспользовании бренда его правообладателем в течение трех лет непрерывно.

Таким образом, становится очевидным, что при подготовке иска о досрочном прекращении юридической охраны бренда необходимо тщательно прорабатывать обе стороны его медали:

  1. Доводы и доказательства, относительно предмета иска (то есть представить суду имеющиеся факты, подтверждающие неиспользование бренда его владельцем в течение последних трех лет непрерывно);
  2. Убедительные для суда доводы, подтверждающие объективную заинтересованность истца в досрочном прекращении юридической охраны бренда.

Еще раз подчеркнем, что заинтересованность истца должна быть объективной, а не выражать его корыстное желание «перехватить» бренд у конкурента.

Последствия установления судом отсутствия заинтересованности истца

Интеллектуальные иски по товарным знакам всегда рассматриваются по правилам арбитражного судопроизводства, то есть судебный процесс в таких случаях осуществляется строго по правовым нормам арбитражно-процессуального кодекса (в аббревиатурном написании – АПК РФ).

В связи с этим, необходимо отметить, что, правила арбитражного процесса предполагают возможность отказа в иске при несоответствии его нормам процессуального права.

Это означает, что, если имеются достаточные основания для иска, которые обоснованы нормами материального права, в нашем случае нормой 1486 ГК РФ, которая позволяет прекратить правовую охрану бренда досрочно вследствие его длительного неиспользования, но при этом есть проблемы с соблюдением процессуальных норм, в иске может быть отказано.

Согласно требованиям статьи 65 АПК, каждый участник арбитражного процесса, должен обосновать свои доводы и подтвердить их соответствующими доказательствами.

При этом в одном из информационных писем Роспатента за номером три от 2009 года, разъясняется, что отсутствие объективной заинтересованности лица, заявляющего требования о досрочном прекращении охраны чужого бренда, независимо от наличия или отсутствия реального основания для выдвижения исковых требований является самостоятельным поводом для отказа в иске.

Кто может быть признан заинтересованным лицом?

Заинтересованным лицами по данной категории дел могут быть признаны только юр. лица и частные предприниматели, имеющие официальный и действующий статус ИП, то есть лица, которые могут быть субъектами прав на товарные знаки.

При этом, объективность заинтересованности лица определяется его законными интересами как производителя конкретной продукции или услуг, в совокупности со всеми доказательствами, представленными суду и подлежащими правовой оценке.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные.
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
наверх