Знаки обслуживания представляют собой брендовые обозначения, предназначенные для индивидуализации оказываемых компанией услуг либо производимых ею работ.
Следует отметить, что по своему существу и правовой природе, а также по особенностям правовой охраны, знаки обслуживания ничем не отличаются от товарных знаков.
Единственным различием между этими двумя брендовыми обозначениями является то, что товарные знаки индивидуализируют продукцию, то есть товары, производимые компанией, а знаки обслуживания используются для индивидуализации услуг/работ. Других различий с юридической точки зрения между ними не наблюдается.
Законодатель установил в части второй статьи 1477 Гражданского Кодекса, что к знаку обслуживания следует применять все те же правовые нормы, что и к товарным знакам, и далее во всех последующих правовых нормах гражданского законодательства используется уже только понятие «товарный знак».
Но законодатель этим не ограничился. В целях подчеркнуть незначительность различия между этими двумя брендовыми обозначениями, правоустанавливающий документ, который выдается в случае успешного прохождения госрегистрации товарных знаков и знаков обслуживания имеет единое название «свидетельство на товарный знак (знак обслуживания)».
Таким образом, знак равенства между рассматриваемыми брендовыми обозначениями был одновременно закреплен и на уровне закона и на уровне оформления введения такого рода объектов промсобственности в гражданский оборот.
Правовая охрана и условия ее предоставления для знаков обслуживания
Сущность правовой охраны знаков обслуживания заключается в том, что владельцы брендовых обозначений получают обеспеченную правом возможность пресекать любые попытки третьих лиц использовать знак обслуживания в своих интересах без получения на это согласия владельца знака обслуживания.
При этом владелец знака вправе обратиться за защитой своих исключительных правомочий в судебные и/или правоохранительные органы, то есть использовать возможности принуждения со стороны государственных структур.
Однако, следует отметить, что правовая охрана для знаков обслуживания предоставляется не во всех случаях.
Как и в случае с товарными знаками, правовая охрана для знаков обслуживания может быть предоставлена только в следующих ситуациях:
- Знак обслуживания должен успешно пройти процедуру госрегистрации в фед. институте промсобственности, подтверждением этого факта будет являться правоустанавливающий документ (свидетельство о госрегистрации). В этом случае правовая охрана предоставляется брендовому обозначению на постоянной основе (естественно, при условии поддержания правоустанавливающего документа в силе). Знаки обслуживания, получившие правовую охрану на постоянной основе, автоматически получают статус объектов промсобственности.
- Знак обслуживания находится в процессе процедуры госрегистрации и в секретариате фед. института промсобственности надлежащим образом была зарегистрирована соответствующая заявка. Поскольку процедура госрегистрации имеет длительный характер и может затянуться на год и более, законодатель также предоставляет брендовым обозначениям, ожидающих госрегистрации, правовую охрану. Однако, в этом случае правовая охрана предоставляется уже на временной основе, с момента принятия заявки (дата приоритета) до момента принятия решения сотрудниками фед. института промсобственности о регистрации знака обслуживания или об отказе в его регистрации.
Из этого прямо следует, что знаки обслуживания не прошедшие госрегистрацию и не заявленные надлежащим образом в регистрирующем органе в целях ее прохождения не подлежат правовой охране и юридически не относятся к объектам промсобственности.
Незарегистрированные знаки обслуживания можно использовать для индивидуализации услуг, но никаких исключительных правомочий они порождать не будут.
Кто может зарегистрировать знак обслуживания?
Субъектный состав владельцев знаков обслуживания, как первичных, так и последующих имеет определенные ограничения, связанные со сферой применения брендовых обозначений. Так и знак обслуживания, и, соответственно, товарный знак, могут принадлежать только юр. лицам или частным предпринимателям, официально зарегистрированным в качестве ИП. Физ. лица, согласно нормам российского законодательства, не могут регистрировать бренды, а также приобретать их у иных субъектов гражданско-правовых отношений. Данный запрет установлен в связи с тем, что физ. лица не вправе заниматься коммерческой деятельностью без образования юр. лица или ИП, а брендовые обозначения могут использоваться только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.