Договор коммерческой концессии по своей правовой природе очень сходен с лицензионным договором.
Различие состоит лишь в том, что лицензионный договор предусматривает передачу в пользование только исключительных прав на полезную модель, а договор коммерческой концессии на весь комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, в том числе и на полезную модель.
Не у каждого Правообладателя есть возможность заключить договор коммерческой концессии. Для этого нужно иметь производство, товарный знак и др. исключительные права.
Кроме этого, сторонами по договору коммерческой концессии могут являться только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Синонимом договора коммерческой концессии является договор франчайзинга.
-
Существенные условия коммерческой концессии (договора франчайзинга)
- цена договора;
- предмет договора;
- способы использования.
Договор коммерческой концессии заключается только на возмездной основе, поэтому без указания суммы или порядка оплаты по договору он признаётся незаключённым.
Предмет договора должен содержать описание комплекса прав, включая право на использование полезной модели.
Данный раздел нужно составлять особенно тщательно, так как неуказанные в договоре правомочия будут считаться не предоставленными пользователю.
Сторона договора, предоставляющая права пользования - правообладатель (франчайзер), а получающая данные права – пользователь (франчайзи).
Способ использования предусматривает определённую сферу деятельности, в которой в дальнейшем будет использоваться полезная модель, по поводу которой заключается договор и вместе с которой передается остальной комплекс соответствующих исключительных прав.
-
Иные условия договора франчайзинга на полезную модель
- Договор франчайзинга подлежит госрегистрации. Закон возлагает эту обязанность на франчайзера, но стороны могут договориться и о том, что эту обязанность выполняет франчайзи.
- Способы оплаты по договору франчайзинга установлены правилом ст. 1030 ГК.
- Форма договора
Обязательное требование закона к коммерческой концессии – письменная формазаключения договора.
Договор франчайзинга подлежит госрегистрации в соответствии со ст. 1369 ГК РФ.
-
Основные обязанности правообладателя:
- предоставление комплекса исключительных прав;
- обеспечение профессионального консалтинга и обучения персонала пользователя;
- предоставление всех необходимых сведений по использованию соответствующего технического решения (технические, информационные и коммерческие).
-
Основные обязанности пользователя:
- своевременно уплачивать вознаграждение правообладателю;
- хранить в тайне все сведения, полученные от правообладателя о полезной модели, относящиеся к ноу-хау или коммерческой тайне правообладателя.
Кроме основных обязанностей сторон, в договоре франчайзинга можно прописать право или установить обязанность пользователя заключить определенное количество субконцесионных договоров.
-
Допустимые условия договора коммерческой концессии
Правообладатель не вправе влиять на ценовую политику продукции пользователя, но при этом может определять круг потребителей пользователя.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено условие о реализации товара конкретной потребительской категории (ст. 1033 ГК).