12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
×
Для консультировании в месенджерах (whatsapp, telegram, viber) пишите на следующий номер: +79250096738
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема 3D-тур по офису
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
×
Для консультировании в месенджерах (whatsapp, telegram, viber) пишите на следующий номер: +79250096738

Наименование места происхождения товара

Наименование места происхождения товара - обозначение, которое содержит наименование географического объекта (страны, города, поселка, населенного пункта или иного объекта) или является производным от подобного наименования и используется для индивидуализации товара, конкурентные свойства которого характерны для природных условий или человеческого фактора конкретной географической местности.

К наименованиям места происхождения товара не могут быть отнесены обозначения, которые, хотя и содержат в себе географические названия, но напрямую не связаны с местом производства (например, голландский сыр).

Также законодатель относит к наименованиям места происхождения товара обозначения, которые не содержат в себе названия географического объекта, но прочно ассоциируются с ним.

Требования к наименованию места происхождения товара

Место происхождения товара должно отличаться особенными природными условиями, благодаря которым возможно производство товара, либо человеческим фактором.

  1. Природные условия характерны для места происхождения товара

    Природные условия конкретной местности, которые могут определять те или иные особые свойства товара, как правило, относятся к особенностям климата, ландшафта или почвы, которые оказывают непосредственное влияние на продукцию и ее качество (например, формируют вкусовые или иные особенности). Примером могут послужить такие наименования, как Шампанское, Бургундское, Анжуйское, используемые для индивидуализации винных напитков, вкус которых определяется сортами винограда, характерного для конкретных местностей Франции.

  2. Человеческий фактор характерен для места происхождения товара

    Под человеческим фактором, определяющим свойства товара, обычно понимаются традиции и обычаи производства тех или иных товаров в конкретной местности. В качестве примера здесь может послужить вологодское кружево, ивановский текстиль, рязанские узоры и пр.

Следует отметить, что наименование места происхождения может состоять только из названия географического объекта, например, коньяк (Коньяк – город во Франции), или содержать в себе кроме названия местности еще и указание на вид или род товаров (тульские пряники, вологодское масло).

Этапы регистрации наименования места происхождения товара

Право на использование наименования места происхождения товара можно получить, произведя процедуру государственной регистрации. Исключительным правом на использование наименования места происхождения определенных товаров законодатель наделяет только непосредственных производителей таких товаров (статья 1516 ГК). При этом число производителей здесь не может быть ограничено. Принципиальное значение имеет только связь свойств товара с определенной местностью, а не с компанией.

Государственная регистрация наименования места происхождения товара проходит в несколько этапов:

  1. Подача заявки

    Подача соответствующего заявления в Роспатент начинается с подготовки пакета документов, которые требуются для подачи заявки, расчета и оплаты госпошлины. Пакет документов должен содержать заявление с указанием заявляемого обозначения, товара и его места происхождения, описания его уникальных свойств, связанных с конкретными факторами (природными или человеческими), относящимися к географическому объекту. Кроме того в пакет документов должно входить либо заключение уполномоченного органа о том, что производитель производит товар, уникальные свойства которого связаны с конкретным географическим объектом (если этот географический объект находится в России), либо правоподтверждающий документ, выданный в стране происхождения товара. Также предоставляется квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины. Если документы подаются через представителя, к ним должна быть приложена доверенность.

    Датой подачи заявки будет считаться день, когда в Роспатент поступят все необходимые документы, или день поступления последнего требуемого документа, если первоначально пакет документации был не полным.

  2. Проведение формальной экспертизы
    Формальная экспертиза должна быть произведена в течение двух месяцев. Сотрудники Роспатента проверяют соответствие документации требованиям закона и выносят решение о проведении экспертизы обозначения или об отказе в дальнейшем проведении процедуры рассмотрения заявки.
  3. Проведение экспертизы обозначения
    Экспертиза обозначения представляет собой экспертизу по существу, во время которой обозначение проверяется на соответствие требованиям, установленным законодателем в статье 1516 Гражданского Кодекса РФ. По ее результатам Роспатент принимает соответствующее решение о регистрации наименования или об отказе в его регистрации. Отказ в регистрации наименования и другие решения Роспатента можно оспорить путем подачи своих возражений в Палату по патентным спорам, которая в настоящее время реорганизована посредством присоединения к Федеральному институту промышленной собственности – подразделению Роспатента.
  4. Внесение сведений в государственный реестр и выдача свидетельства
    Если экспертиза наименования места происхождения товара прошла успешно, то далее следует внесение сведений в государственный реестр наименований и выдача свидетельства о наличии у правообладателя соответствующего исключительного права. Свидетельство, предоставляющее правовую охрану наименования, действует в течение десяти лет и может постоянно продлеваться на тот же срок до того момента, пока товар не утратит уникальных качеств, связанных с конкретным регионом.

Отличия мест происхождения товаров от товарных знаков

Основными отличиями наименований мест происхождения товаров от товарных знаков являются:

  1. В качестве товарного знака невозможно зарегистрировать наименование географического объекта, возможно только включение его в товарный знак в качестве неохраняемого элемента.

    Наименование места происхождения товара, напротив, должно содержать название географического объекта.

  2. Зарегистрированный товарный знак не может быть повторно зарегистрирован на других лиц, производящих аналогичные товары или услуги.

    Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одновременно на нескольких производителей, производства которых находятся в одной местности. При этом не требуется согласие производителей, зарегистрировавших наименование места происхождения товара первыми.

  3. Зарегистрированный товарный знак можно предоставлять в пользование по договорам коммерческой концессии и лицензионным договорам, а также беспрепятственно отчуждать третьим лицам по договорам отчуждения (купли-продажи).

    Наименование места происхождения товара предназначено для его использования производителем и не может передаваться в пользование по договорам или отчуждаться.

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
наверх