12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
×
Для консультировании в месенджерах (whatsapp, telegram, viber) пишите на следующий номер: +79250096738
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема 3D-тур по офису
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
×
Для консультировании в месенджерах (whatsapp, telegram, viber) пишите на следующий номер: +79250096738

Виды договоров в отношении товарного знака


Товарный знак представляет собой объект промышленной собственности, который предназначен для индивидуализации продукции и услуг. Здесь следует отметить, что для индивидуализации услуг законодатель предлагает использовать знак обслуживания, брендовое обозначение, равнозначное товарному знаку по своему правовому статусу.

Товарный знак, если он прошёл государственную регистрацию в федеральном институте промышленной собственности (в аббревиатурном написании ФИПС), может выступать объектом различных сделок. Кроме того, зарегистрированный товарный знак является активом предприятия, и в этом качестве должен быть поставлен на бухгалтерский и налоговый учёт. Только в этом случае он может перемещаться в гражданском обороте.

В соответствии с действующим гражданским законодательством товарный знак может выступать объектом следующих сделок:

  1. Отчуждение товарного знака (разновидность сделки купли-продажи).
  2. Лицензионный договор (исключительная или неисключительная лицензии).
  3. Коммерческая концессия (правоотношения франчайзинга).

Отчуждение товарного знака

Сделка отчуждения товарного знака оформляется договором отчуждения. Правовая конструкция договора отчуждения предполагает, что одна сторона, Правообладатель, передаёт в собственность другой стороне, Приобретателю, исключительные права на брендовое обозначение в полном объёме. Это означает, что по договору отчуждения нельзя передать только часть исключительных прав, и, если Правообладатель не желает передавать права на товарный знак полностью, то ему следует использовать правовые конструкции лицензионного договора или договора коммерческой концессии.

Лицензионный договор на товарный знак

Лицензионная сделка в отношении товарного знака оформляется лицензионным договором, в соответствии с которым одна сторона, Лицензиар (Правообладатель), передаёт во временное пользование другой стороне, Лицензиату, исключительные права, полностью или частично, на брендовое обозначение (товарный знак или знак обслуживания) за согласованную сторонами плату.

В зависимости от объёма передаваемых прав, различают договор исключительной лицензии и договор неисключительной (простой) лицензии. Исключительная лицензия предполагает, что права на брендовое обозначение передаются только одному Лицензиату.

Лицензиар не вправе заключать подобные лицензионные договора с иными субъектами предпринимательской деятельности. Простая (неисключительная) лицензия предполагает передачу исключительных прав на брендовое обозначение в различном объёме. В этом случае у Лицензиара есть обеспеченная правом возможность заключать подобные договора с неограниченным кругом лиц.

Лицензионный договор может содержать в себе условия о праве или обязанности Лицензиата на заключение договоров сублицензии.

Коммерческая концессия

Франчайзинговая сделка по российскому гражданскому законодательству оформляется договором коммерческой концессии, в соответствии с которым одна сторона, Правообладатель (Франчайзер), передаёт другой стороне, именуемой Пользователем (Франчайзи), комплекс исключительных правомочий, основным из которых является право на брендовое обозначение (товарный знак или знак обслуживания). Комплекс исключительных правомочий передаётся во временное пользование за согласованную сторонами плату. Оплата по договору коммерческой концессии осуществляется в виде:

  1. Паушального платежа (платёж в твёрдой денежной сумме).
  2. В виде отчислений роялти (процентные платежи).
  3. Паушального платежа и роялти (наиболее часто используемый вид платежей).

Субъектный состав сделок с товарным знаком

В соответствии со спецификой использования брендовых обозначений в гражданском обороте законодатель ограничивает субъектный состав сделок с брендовыми обозначениями (товарными знаками и знаками обслуживания) субъектами предпринимательской деятельности. Это означает, что любая сделка в отношении товарного знака может заключаться только между юридическими лицами и частными предпринимателями, официально зарегистрированными в качестве ИП.

Физические лица, не имеющие действующего правового статуса ИП, не могут выступать участниками сделок в отношении брендовых обозначений.

Требования к оформлению сделок с товарным знаком

В соответствии со статьей 1490 Гражданского Кодекса РФ, любая сделка в отношении товарного знака должна заключаться в письменном виде, и в обязательном порядке договор, оформляющий сделку, должен иметь отметку о государственной регистрации. Государственная регистрация сделок с товарными знаками и иными объектами промышленной собственности осуществляется в Роспатенте.
Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
наверх