Право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, субъекта хозяйственной деятельности.
Фирменное наименование является средством индивидуализации юридических лиц, которое выделяет их среди других фирм и предприятий.
Данное средство индивидуализации отображается в документах предприятия, в учредительных документах, я и должно быть внесено в реестр.
Определение порядка использования предприятием своего фирменного наименования дает Гражданский кодекс РФ. Им же установлены требования к фирменному наименованию. Так, наименование предприятие должно содержать в своем названии обозначение организационно-правовой формы данного предприятия, а также само наименование, которое должно отличаться оригинальностью. Важно отметить, что указывать обозначение в фирменном наименовании, которое характеризует только лишь вид деятельности данного юридического лица, не допускается. Эти требования должны соблюдаться, поскольку фирменное наименование вносится в единый реестр юридических лиц, и если наименование не соответствует закону, такой фирме откажут в регистрации под таким названием.
Фирменное наименование предприятия может быть полным, а может быть и сокращенным, как на русском языке, так и на иностранных языках или языках народностей Российской Федерации. Закон запрещает включать в фирменное наименование юридического лица наименования иностранных государств в полной или сокращенной форме. Также запрещено указывать в качестве фирменного наименования юридического лица:
- наименования органов власти Российской Федерации или иностранных государств;
- названия межправительственных или международных организаций в любой форме;
- наименования общественных объединений;
- те обозначения, которые противоречат нормам морали или закону.
Поскольку коммерческие организации частного сектора бизнеса не могут считаться государственными, то и указание на такую принадлежность, не может быть оформлено в виде фирменного наименования юридического лица частной сферы бизнеса.
В то же самое время, существует определенный порядок, по которому могут выдаваться предприятию специальные разрешения на использование в составе фирменного наименования слов «Российская Федерация» или «Россия», а также производных от этих слов и словосочетаний. Данный порядок утвержден Правительством Российской Федерации. И, в соответствии с ним, в случаях, когда юридическое лицо лишилось права использовать в своем фирменном наименовании указанные слова «Российская Федерация» или «Россия», а также производных от этих слов и словосочетаний. В такой ситуации, фирме необходимо в течение трех месяцев с момента утраты такого разрешения, внести изменения и перерегистрировать свое фирменное наименование, убрав указанные слова из названия. Если же фирма откажется добровольно внести такие изменения, или инициировать их, то регистрирующий орган, отвечающий за реестр юридических лиц, имеет возможность обратиться к данному предприятию в суд с исковым заявлением, чтобы обязать фирму привести свое фирменное наименование в соответствие с законом.
Право юридического лица на фирменное наименование является исключительным. Это дает организации определенные права, а также возлагает определенные законом обязанности. В частности, фирма имеет право использовать свое наименование любыми, не запрещенными законом способами. Предприятие может указывать свое наименование для собственной индивидуализации на стендах, вывесках, рекламных щитах и бигбордах, на собственных фирменных бланках, выписываемых счетах и иных документах, связанных с деятельностью данного юридического лица. И даже, на товарах, и упаковках от этих товаров.
Важно отметить, что исключительное право на фирменное наименование распространяется в том случае, когда оно внесено в единый реестр юридических лиц. Это касается наименований, указанных на иностранных языках, или на языках народов Российской Федерации, в полном или сокращенном виде.
Особенностью данного исключительного права на фирменное наименование, является невозможность юридического лица его передавать или отчуждать по договорным или иным правоотношениям. Соответственно, передавать во временное пользование другому лицу, свое фирменное наименование, организация также не может. То есть, только допускается только личное использование предприятием своего средства индивидуализации в виде фирменного наименования.
Предприятие имеет право использовать в своей деятельности и регистрировать в качестве своего фирменного наименования то наименование, которое не похоже на другие, уже зарегистрированные в реестре за другими юридическими лицами, или схожее с ними до степени смешения.