ЗАЩИЩАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ С 2005 ГОДА
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
URVISTA
График работы компании: 02.11 - до 18:00, 03.11 - 04.11 - выходные, с 05.11 - работаем по обычному графику.

Административная ответственность по ст. 14.10 КоАП «Незаконное использование товарных знаков»

Товарные знаки и иные брендовые обозначения, получившие в установленном порядке правовой статус объектов промсобственности, часто становятся объектом незаконных посягательств, которые выражаются в несанкционированном использовании брендов третьими лицами без получения соответствующих разрешений от правообладателей.

Незаконное использование брендов, как правило, осуществляется с целью получения прибыли, посредством обмана потребителей продукции или услуг, которые продвигаются под чужим брендом. Но, также не исключается возможность незаконного использования и в других целях, например, в целях дискредитации компании производителя его конкурентами.

Если в первом случае мы наблюдаем обычное стремление поскорее и подороже реализовать продукцию неизвестной марки, путем продвижения ее под известным брендом, то во втором случае, мы имеем дело с войнами брендов, когда под известным чужим брендом, его конкурент намеренно продвигает товары откровенно низкого качества.

Незаконное использование брендов нарушает исключительные правомочия их владельцев и влечет за собой привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Виды юридической ответственности могут быть различны, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и позиции правообладателя. Одним из распространенных видов ответственности за несанкционированное использование брендов является административная ответственность, которая наступает в соответствии с положениями статьи 14.10 КоАП.

Рассмотрим состав данного правонарушения.

Элементы состава по ст. 14.10.КоАП

Состав правонарушения, согласно юридической теории, состоит из четырех обязательных элементов, отсутствие хотя бы одного из которых, исключает факт правонарушения:

  1. Объективная сторона.

    Этот элемент представляет собой факт самого нарушения и последовательность действий нарушителя. В рассматриваемом составе объективной стороной будет являться факт несанкционированного использования бренда;

  2. Объект.

    В нашем случае в качестве объекта будут выступать нарушенные исключительные правомочия на брендовые обозначения. Здесь следует отметить, что под брендовыми обозначениями понимаются только три объекта промсобственности (товарные знаки, а также знаки обслуживания и наименования мест происхождений товаров), все они прямо перечислены в статье 14.10;

  3. Субъект (нарушитель).

    В рассматриваемом составе нарушителем может быть только юр. лицо или частный предприниматель, имеющий статус ИП, поскольку брендовые обозначения могут использоваться только в предпринимательской деятельности, а физ. лицам без образования юр. лица либо ИП предпринимательской деятельностью заниматься запрещено законом. Следует отметить, что статус ИП или юр. лица учитывается на момент установления факта незаконного использования;

  4. Субъективная сторона.

    Данный элемент предполагает виновность нарушителя, которая может проявляться в виде умысла или в результате проявленной неосторожности. В рамках состава ст. 14.10 вина нарушителя исключительных правомочий будет только умышленной.

Таким образом, для привлечения нарушителя к ответственности необходимо установить все вышеуказанные элементы, после чего обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Как это не удивительно звучит, но законодатель отнес привлечение к административной ответственности за несанкционированное использование брендовых обозначений к компетенции арбитражных судов.

Порядок рассмотрения

Как уже отмечалось ранее, данный вид правонарушений административного типа отнесен законодателем к компетенции арбитражных судов. Такого рода дела рассматриваются в арбитраже в порядке искового производства. При этом следует отметить, что в качестве заявителя (истца) здесь выступает не правообладатель брендового обозначения, а государственный орган (таможенный, УВД или надзирающий орган в сфере защиты потребителей).

Это значит, что правообладатель должен обращаться с заявлением именно в госорган, который примет решение о том, будет ли возбуждено по данному заявлению административное производство, после чего, в случае положительного решения, госорган выступит в интересах правообладателя в качестве заявителя в арбитражном суде.

Оспорить решение арбитражного суда по данной категории дел можно в порядке апелляции, в порядке кассации и в порядке надзора. Решение надзорной инстанции будет являться окончательным, то есть дальше оспаривать его уже будет невозможно.

Апелляционная инстанция - арбитражные апелляционные суды.

Кассационная инстанция - Суд по интеллектуальным правам (начал свою деятельность в 2013 году).

Надзорная инстанция - Высший арбитраж (ВАС РФ).

Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные.
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОФИСЫ ЗА РУБЕЖОМ
5 офисов за рубежом: ОАЭ, Турция, Лондон, Китай, Гонконг
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
наверх