14 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Где регистрируются товарные знаки?

Руководитель отдела «Патентование»

Правовая охрана брендовых обозначений (товарных знаков (ТЗ), знаков обслуживания (ТО) и иных средств индивидуализации) осуществляется только при условии их госрегистрации в патентных ведомствах России и зарубежных стран или международных организациях, деятельность которых направлена на охрану интеллектуальных прав в отношении объектов промсобственности.

Таким образом, процедура государственной или международной регистрации ТЗ имеет правоустанавливающее значение. Незарегистрированные в надлежащем порядке бренды не наделяются правовым статусом объектов промсобственности и на этом основании не могут являться частью гражданского оборота ни в России, ни за рубежом. При этом, в зависимости от целей правообладателя,официально зарегистрировать ТЗ можно как в России, так и за рубежом. Кроме этого, существует возможность распространить правовую охрану своего ТЗ на территории нескольких государств одновременно.

Отечественная или международная регистрация, в чем отличия?

Начнем с того, что стандартная госрегистрация ТЗ в российском патентном ведомстве ограничивает правовую охрану бренда только пределами российской территории. Другим словами, конкуренты с успехом могут использовать Ваш бренд (зарегистрированный только на территории России) на территории зарубежных стран абсолютно свободно (без Вашего согласия и без выплаты Вам какого-либо вознаграждения) и ничего им за это не будет.

Аналогичным образом выстроена система правовой охраны и в других государствах. Гарантии защиты прав правообладателя распространяются только на территории страны, в патентном ведомстве которой осуществлялась госрегистрация, принадлежащего ему объекта промсобственности.

Кроме этого, при монорегистрации (госрегистрация ТЗ в конкретной одной стране) существуют и другие неприятные правовые нюансы, например, невозможность заключения международных сделок в отношении такого объекта промсобственности (другими словами, зарегистрировав ТЗ только на территории России, Вы не сможете продать свою франшизу, скажем в Польше, проблемы также возникнут и в случае экспорта продукции под российским брендом), невозможность продвижения своей брендовой продукции на зарубежных рынках и т.д.

Но как же быть в ситуации, когда компания заинтересована в правовой охране своего бренда в международном масштабе, планирует осваивать зарубежные рынки, экспортировать свои товары, продавать франшизы и лицензии и т.д.?

В таких случаях необходимо регистрировать международный портфель брендов и самостоятельно определять уровень расширения его географии. Сделать это возможно путем регистрации бренда в таких международных организациях как:

  • Европейское Бюро (позволяет зарегистрировать бренд одновременно в двадцати восьми странах Евросоюза);
  • ВОИС (в рамках исполнения административных функций по Мадридскому Протоколу, организация осуществляет международную регистрацию брендов с расширением на территории необходимого количества стран-участниц соглашения, через ВОИС можно зарегистрировать ТЗ как на территории одной-двух интересующих стран, так и расширить географию бренда на территории более сотни государств).

Как сделать правильный выбор?

Как уже отмечалось выше, выбор между отечественной, зарубежной монорегистрацией или международной регистрацией бренда напрямую зависит от целей правообладателя и особенностей его конкретной ситуации. С целями более менее все ясно. Если есть опасения, что бренд могут использовать за рубежом или есть желание покорять международные рынки, то однозначно потребуется еврорегистрация или международная регистрация. Однако кроме целей и желания существуют и иные правовые нюансы, от которых будет зависеть как сама возможность регистрации в международном масштабе, так и ее целесообразность. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Во-первых, возможность еврорегистрации существует не всегда. Например, если Вы хотите продвигать товары под своим брендом на территории Евросоюза и в этих целях планируете подать заявку в Европейское Бюро, то необходимо учитывать, что при рассмотрении заявки будут приниматься во внимание позиции абсолютно всех двадцати восьми стран, входящих в состав данного евросоглашения. И если хотя бы одна из стран заявит о невозможности распространения правовой охраны Вашего бренда на ее территории, то в еврорегистрации будет автоматически отказано на территории всех стран Евросоюза. И в этом случае, правообладателю для реализации своих целей придется осуществлять монорегистрации ТЗ на территории тех европейских стран, которые не имели возражений по правовой охране Вашего бренда.

Во-вторых, международная регистрация через ВОИС предполагает юридическую связанность портфеля брендов, что не всегда сообразуется с коммерческими целями правообладателя. Это значит, что в течении нескольких лет у Вас не будет правовой возможности распоряжаться зарубежными и отечественным брендами по отдельности. Например, при продаже франшизы, автоматически в ее состав будут включены все бренды международного портфеля.

Где проходят регистрационные процедуры?

В России

Зарегистрировать бренд на территории России можно путем обращения в Роспатент (процедурой госрегистрации занимается специально созданный в этих целях отдел-регистратор ФИПС).

В других странах (монорегистрация)

Госрегистрация бренда на территориях отдельных стран возможна при подаче соответствующей заявки в патентное ведомство того государства, где планируется регистрация бренда. Обычно процедура осуществляется при обязательном участии зарубежного патентного поверенного (но не во всех странах).

На территории Евросоюза

Процедура еврорегистрации осуществляется в Испании в городе Аликанте, где расположен офис Европейского Бюро.

Регистрация международного портфеля брендов

Россия является участницей соглашения о регистрации международного портфеля брендов. В этой связи регистрация портфеля осуществляется путем подачи международной заявки в ФИПС. Аналогично можно подать заявку в любое другое зарубежное патентное ведомство страны, являющейся участницей Мадридского Протокола. Однако существует правило, по которому регистрация международного портфеля брендов осуществляется только на основе базовой госрегистрации ТЗ в пределах территории страны, откуда исходит международная заявка. Это значит, что для международной регистрации потребуется пройти госрегистрацию в российском патентном ведомстве заблаговременно, либо одновременно с подачей международной заявки.

Статьи автора
Все статьи автора
Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные. 3D-тур
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
наверх