Торговая марка представляет собой брендовое обозначение продукции, которое охраняется государством в качестве объекта промсобственности.
Ни одна уважающая себя компания ни в России, ни тем более в мире, не обходится без собственной торговой марки, при этом у одной компании может быть не одна торговая марка, а целая серия брендовых обозначений, предназначенных для индивидуализации разных продуктов или компаний, находящихся в составе одного холдинга и т. д.
В соответствии с действующим гражданским законодательством России, чтобы торговой марке была предоставлена правовая охрана, ее необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке в фед. институте промсобственности. Важно при этом понимать, что официальный термин, который принят в РФ, - не "торговая марка", а "товарный знак".
В случае если торговая марка не зарегистрирована, то правовая охрана для такой марки не предусмотрена, при этом законодатель не запрещает ее использование в целях индивидуализации продукции компании, но правовой статус объекта промсобственности такая марка не получает. Это означает, что любая компания вправе в любой момент использовать незарегистрированную торговую марку, а также зарегистрировать ее на себя и даже предъявить претензии первоначальным владельцам торговой марки.
В этой связи, прохождение процедуры госрегистрации торговой марки является необходимым средством защиты маркетинговых и коммерческих интересов компании, планирующей продвижение своей продукции под соответствующей маркой, а также для возможности совершения сделок в отношении торговой марки и введения ее в гражданский оборот.
Кто вправе зарегистрировать торговую марку?
Согласно гражданскому и налоговому законодательству, круг возможных правообладателей торговой марки ограничен. Торговую марку вправе зарегистрировать только юридические лица, а также частные предприниматели, официально зарегистрированные в качестве ИП.
Такое ограничение связано с тем, что торговая марка предназначается для индивидуализации продукции участников рыночных правоотношений, а это значит, что данный объект промсобственности используется только при осуществлении коммерческой деятельности.
В этой связи, физические лица не могут зарегистрировать торговую марку на себя или стать ее обладателями по сделкам, так как предпринимательская деятельность на территории России без образования юр. лица или учреждения ИП запрещена.
Процедура госрегистрации торговой марки
Как уже отмечалось выше, госрегистрация торговой марки осуществляется в фед. институте промсобственности — одном из подразделений Роспатента, являющегося государственным патентным ведомством.
Госрегистрация проходит в несколько этапов и представляет собой довольно длительный процесс, который длится от года и более.
Торговая марка на территории России регистрируется в качестве товарного знака, что после успешного завершения процедуры госрегистрации подтверждается выдачей компании или ИП соответствующего правоустанавливающего документа - свидетельства о госрегистрации товарного знака.
Указанное свидетельство действует в течение десяти лет, затем его срок действия может быть продлен по желанию правообладателя. Законодатель допускает продление срока действия свидетельства о госрегистрации неограниченное количество раз.
Госрегистрация торговой марки проходит следующие этапы:
- Проверка обозначения регистрируемой торговой марки на предмет ее полного или частичного совпадения с чужими зарегистрированными товарными знаками, а также с брендовыми обозначениями, которые находятся в процессе госрегистрации в фед. институте промсобственности. Проверка обозначения осуществляется по различным источникам, в том числе по международному классификатору МКТУ. Данный этап не является обязательным по закону, однако проведение проверки обозначения до подачи документов на госрегистрацию позволяет существенно экономить время и деньги, а также скорректировать обозначение, в случае его частичного совпадения с зарегистрированными брендами.
- Подготовка и подача документов на госрегистрацию торговой марки в фед. институт промсобственности. Документы должны соответствовать требованиям комплектации и оформления. Дата приема заявки на госрегистрацию торговой марки будет считаться датой приоритета соответствующей заявки. С этой даты будет исчисляться срок правовой охраны торговой марки, а также именно с этого момента торговой марке предоставляется правовая охрана, вначале на временной, а после выдачи правоустанавливающего документа — на постоянной основе.
- Экспертиза брендового обозначения сотрудниками фед. института промсобственности.
- Внесение сведений о новом объекте промсобственности в госреестр товарных знаков и выдача правообладателю правоустанавливающего документа на торговую марку - свидетельства о госрегистрации товарного знака.
С чего начать?
Перед всеми процедурами важно оценить охраноспособность товарного знака с точки зрения законодательства и подобрать классы МКТиУ
Наши юристы сделают это для Вас бесплатно в течение 15 минут