ЗАЩИЩАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ С 2005 ГОДА
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
URVISTA

Споры о нарушении исключительных прав на товарный знак

Бренд, если он успешно прошел процедуру госрегистрации и получил правовой статус товарного знака, представляет собой объект промсобственности, надлежащим образом введенный в гражданский оборот. Также зарегистрированный бренд является нематериальным активом компании.

Это означает, что владелец товарного знака может извлекать с его помощью прибыль посредством:

  1. Продажи продукции или оказания услуг, индивидуализированных под этим брендом;
  2. Передачи бренда в пользование по лицензионным соглашениям или договорам франчайзинга;
  3. Продажи бренда по договору отчуждения;
  4. Иными не запрещенными законом способами, например путем залога бренда.

Возможность использования бренда и распоряжения им является основой исключительных правомочий его владельца.

Исключительные правомочия подтверждаются правоустанавливающим документом - свидетельством о госрегистрации и подлежат защите со стороны государства.

Защита исключительных правомочий заключается в том, что владелец бренда в случае нарушения его прав на бренд третьими лицами имеет право обратиться с соответствующим заявлением в судебные или правоохранительные органы, то есть воспользоваться принудительной силой государства для отстаивания своих интересов.

Нарушение исключительных правомочий

Нарушение исключительных правомочий проявляется в том, что субъекты гражданско-правовых отношений, не являющиеся владельцами или совладельцами раскрученного бренда и не состоящие в договорных правоотношениях с его правообладателем, осуществляют под чужим раскрученным брендовым обозначением продвижение своей продукции или услуг.

В случае нарушения исключительных правомочий на бренд, происходит сразу два правонарушения:

  1. Нарушаются права владельца бренда;
  2. Вводятся в заблуждение потребители продукции или услуг, индивидуализируемых под чужим брендом.

В этой связи возможно два варианта разрешения данной ситуации в правовом поле. При этом следует отметить, что оба варианта не исключают друг друга.

Вариант первый: спор между владельцем бренда и нарушителем его прав разрешается в суде.

Вариант второй: владелец бренда или обманутый потребитель обращается с заявлением в правоохранительные органы.

В рамках данной статьи мы рассмотрим только судебный порядок разрешения данной категории споров.

Разрешение споров о нарушении исключительных правомочий на бренд в судебном порядке

Рассматриваемая категория споров рассматривается судом в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку и в качестве истца и в качестве ответчика здесь выступают юр. лица или частные предприниматели, официально зарегистрированные в качестве ИП.

Субъектный состав этого спора определяется требованиями гражданского законодательства о том, что владельцами брендов не могут являться частные лица, так как бренд может быть использован только в коммерческой деятельности, которую физ. лица не имеют права осуществлять без образования юр. лица или без регистрации в качестве ИП.

В качестве первой судебной инстанции по данной категории дел выступают арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Производство по делам о нарушении исключительных правомочий на бренд является исковым.

Законодатель предусмотрел для рассматриваемого вида споров возможность подачи апелляции.

В качестве апелляционной инстанции, сторона, которую не удовлетворило судебное решение по делу, может обратиться в апелляционный арбитражный суд.

В порядке кассации по данной категории дел можно обращаться в Суд по интеллектуальным правам (далее по тексту – интеллектуальный суд).

Интеллектуальный суд появился в России совсем недавно, его деятельность официально началась в 2013 году. Интеллектуальный суд является структурным звеном арбитражной судебной системы и представляет собой специализированный арбитраж, в чью компетенцию входит только разрешение патентных и иных споров, связанных с оборотом промышленной собственности, что следует из его названия.

В порядке надзора по судебным спорам о нарушении исключительных правомочий на бренд можно обращаться в Высший Арбитраж (ВАС РФ).

Решение по делу, принятое ВАС РФ является окончательным.

Предмет доказывания по спорам о нарушении исключительных прав на бренд

Предмет доказывания по рассматриваемой категории споров, как правило, заключается:

  1. В установлении или отрицании фактов незаконного использования бренда лицами, не являющимися его правообладателями, в целях продвижения своей продукции или услуг;
  2. В установлении или отрицании факта схожести брендов сторон до степени их смешения;
  3. В установлении или отрицании факта наличия правовой охраны бренда на момент начала его использования третьими лицами, в случае, если правовая охрана была прекращена в связи с пропуском истцом сроков уплаты патентных платежей.
Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
ОФИСЫ ЗА РУБЕЖОМ
5 офисов за рубежом: ОАЭ, Турция, Лондон, Китай, Гонконг
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные.
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
наверх