Бренд, если он успешно прошел процедуру госрегистрации и получил правовой статус товарного знака, представляет собой объект промсобственности, надлежащим образом введенный в гражданский оборот. Также зарегистрированный бренд является нематериальным активом компании.
Это означает, что владелец товарного знака может извлекать с его помощью прибыль посредством:
- Продажи продукции или оказания услуг, индивидуализированных под этим брендом;
- Передачи бренда в пользование по лицензионным соглашениям или договорам франчайзинга;
- Продажи бренда по договору отчуждения;
- Иными не запрещенными законом способами, например путем залога бренда.
Возможность использования бренда и распоряжения им является основой исключительных правомочий его владельца.
Исключительные правомочия подтверждаются правоустанавливающим документом - свидетельством о госрегистрации и подлежат защите со стороны государства.
Защита исключительных правомочий заключается в том, что владелец бренда в случае нарушения его прав на бренд третьими лицами имеет право обратиться с соответствующим заявлением в судебные или правоохранительные органы, то есть воспользоваться принудительной силой государства для отстаивания своих интересов.
Нарушение исключительных правомочий
Нарушение исключительных правомочий проявляется в том, что субъекты гражданско-правовых отношений, не являющиеся владельцами или совладельцами раскрученного бренда и не состоящие в договорных правоотношениях с его правообладателем, осуществляют под чужим раскрученным брендовым обозначением продвижение своей продукции или услуг.
В случае нарушения исключительных правомочий на бренд, происходит сразу два правонарушения:
- Нарушаются права владельца бренда;
- Вводятся в заблуждение потребители продукции или услуг, индивидуализируемых под чужим брендом.
В этой связи возможно два варианта разрешения данной ситуации в правовом поле. При этом следует отметить, что оба варианта не исключают друг друга.
Вариант первый: спор между владельцем бренда и нарушителем его прав разрешается в суде.
Вариант второй: владелец бренда или обманутый потребитель обращается с заявлением в правоохранительные органы.
В рамках данной статьи мы рассмотрим только судебный порядок разрешения данной категории споров.
Разрешение споров о нарушении исключительных правомочий на бренд в судебном порядке
Рассматриваемая категория споров рассматривается судом в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку и в качестве истца и в качестве ответчика здесь выступают юр. лица или частные предприниматели, официально зарегистрированные в качестве ИП.
Субъектный состав этого спора определяется требованиями гражданского законодательства о том, что владельцами брендов не могут являться частные лица, так как бренд может быть использован только в коммерческой деятельности, которую физ. лица не имеют права осуществлять без образования юр. лица или без регистрации в качестве ИП.
В качестве первой судебной инстанции по данной категории дел выступают арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Производство по делам о нарушении исключительных правомочий на бренд является исковым.
Законодатель предусмотрел для рассматриваемого вида споров возможность подачи апелляции.
В качестве апелляционной инстанции, сторона, которую не удовлетворило судебное решение по делу, может обратиться в апелляционный арбитражный суд.
В порядке кассации по данной категории дел можно обращаться в Суд по интеллектуальным правам (далее по тексту – интеллектуальный суд).
Интеллектуальный суд появился в России совсем недавно, его деятельность официально началась в 2013 году. Интеллектуальный суд является структурным звеном арбитражной судебной системы и представляет собой специализированный арбитраж, в чью компетенцию входит только разрешение патентных и иных споров, связанных с оборотом промышленной собственности, что следует из его названия.
В порядке надзора по судебным спорам о нарушении исключительных правомочий на бренд можно обращаться в Высший Арбитраж (ВАС РФ).
Решение по делу, принятое ВАС РФ является окончательным.
Предмет доказывания по спорам о нарушении исключительных прав на бренд
Предмет доказывания по рассматриваемой категории споров, как правило, заключается:
- В установлении или отрицании фактов незаконного использования бренда лицами, не являющимися его правообладателями, в целях продвижения своей продукции или услуг;
- В установлении или отрицании факта схожести брендов сторон до степени их смешения;
- В установлении или отрицании факта наличия правовой охраны бренда на момент начала его использования третьими лицами, в случае, если правовая охрана была прекращена в связи с пропуском истцом сроков уплаты патентных платежей.