ЗАЩИЩАЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ С 2005 ГОДА
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00
URVISTA

Споры о товарных знаках, возникающие по договорам франчайзинга

Товарные знаки даже если они не являются раскрученными брендами, представляют собой нематериальные активы компании, а это значит, что они должны приносить прибыль.

Наиболее эффективным способом извлечения прибыли путем использования бренда является франчайзинг, поскольку правовая конструкция этого договора была разработана именно в целях получения прибыли путем «аренды» товарных знаков.

В этой связи основным предметом сделок франчайзинга может являться только товарный знак. Однако, следует отметить, что бренд не является единственным предметом рассматриваемой сделки.

В России правовая конструкция франчайзингового договора появилась не так давно и носит название коммерческая концессия. Но по своей сути договор комм. концессии полностью соответствует современным правоотношениям франчайзинга, таким какие они сложились в США и европейских странах.

Правовая природа франчайзинга

Сущность франчайзинга заключается в возмездной передаче товарного знака (бренда) в пользование третьим лицам на определенных условиях. Таким образом, правовая природа описываемых правоотношений весьма близка к арендным сделкам.

Разница между обычной арендой и франчайзингом заключается лишь в специфике предмета сделки, который является объектом промсобственности и требует совершения определенных действий, например, обязательной госрегистрации.

Предметом франчайзинга может быть только бренд, имеющий статус объекта промсобственности.

Это означает, что товарный знак должен успешно пройти процедуру госрегистрации в фед. институте промсобственности, подтверждением чего является наличие у владельца бренда правоустанавливающего документа – свидетельства о госрегистрации товарного знака. Незарегистрированный бренд не является промсобственностью и не может быть предметом франчайзинговой сделки.

Еще одной особенностью предмета рассматриваемого договора является то, что, под угрозой недействительности, госрегистрации подлежат не только сами объекты промсобственности, но и все сделки с ними, разумеется, включая и договор комм. концессии.

Субъектами франчайзинговых правоотношений могут выступать только юр. лица и частные предприниматели, официально имеющие статус ИП. Это также связано со спецификой предмета договора, поскольку бренд используется только для коммерческой деятельности, а частным лицам на постоянной основе заниматься коммерческой деятельностью в России запрещено.

Как правило, по франшизе (договору франчайзинга) передается не только сам бренд, но и некоторые другие объекты интеллектуального труда, например, так называемые «ноу-хау» (производственные и коммерческие секреты компании).

Кроме этого в договоре франчайзинга часто присутствуют элементы других договорных конструкций, что свидетельствует о тяготении отношений франчайзинга к смешанному типу сделок.

Вышеперечисленные обстоятельства на практике порождают множество споров, разрешение которых, согласно гражданскому законодательству возможно только в судебном порядке.

Споры по франчайзингу и порядок их разрешения

Поскольку субъектный состав споров по договорам франчайзинга исключает возможность участия в них частных лиц, данная категория судебных дел разрешается через арбитраж.

В качестве первой судебной инстанции выступают арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают споры по франчайзингу в порядке искового производства.

Если требуется апелляция, то заинтересованное в обжаловании лицо имеет обеспеченную правом возможность обратиться в апелляционные арбитражные суды.

Также по рассматриваемой категории дел возможна кассация и рассмотрение спора в порядке надзора.

В качестве кассационной инстанции выступает суд по интеллектуальным правам. Интеллектуальный суд структурно относится к системе арбитражного судопроизводства и рассматривает дела, связанные только с интеллектуальной собственностью.

В качестве надзорной инстанции по спорам в отношении договоров франчайзинга является Высший арбитраж (ВАС РФ).

Решение, принятое по делу в порядке надзора является окончательным.

Предмет доказывания

Предметом доказывания в спорах по франчайзингу может быть множество фактов, особенно, если оспаривается договор смешанного типа.

Основными фактами, которые могут повлиять на результат арбитражного разбирательства, являются:

  1. Наличие правоустанавливающих документов на бренд и иные объекты промсобственности, передаваемые по договору.
  2. Наличие или отсутствие госрегистрации договора франчайзинга.
  3. Подписание договора франчайзинга надлежащими лицами.
  4. Наличие обременения по оспариваемому договору, например договор залога на товарный знак и т. д.
  5. Порядок выплат и сумма вознаграждения.
Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные.
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
ОФИСЫ ЗА РУБЕЖОМ
5 офисов за рубежом: ОАЭ, Турция, Лондон, Китай, Гонконг
наверх