Товарные знаки даже если они не являются раскрученными брендами, представляют собой нематериальные активы компании, а это значит, что они должны приносить прибыль.
Наиболее эффективным способом извлечения прибыли путем использования бренда является франчайзинг, поскольку правовая конструкция этого договора была разработана именно в целях получения прибыли путем «аренды» товарных знаков.
В этой связи основным предметом сделок франчайзинга может являться только товарный знак. Однако, следует отметить, что бренд не является единственным предметом рассматриваемой сделки.
В России правовая конструкция франчайзингового договора появилась не так давно и носит название коммерческая концессия. Но по своей сути договор комм. концессии полностью соответствует современным правоотношениям франчайзинга, таким какие они сложились в США и европейских странах.
Правовая природа франчайзинга
Сущность франчайзинга заключается в возмездной передаче товарного знака (бренда) в пользование третьим лицам на определенных условиях. Таким образом, правовая природа описываемых правоотношений весьма близка к арендным сделкам.
Разница между обычной арендой и франчайзингом заключается лишь в специфике предмета сделки, который является объектом промсобственности и требует совершения определенных действий, например, обязательной госрегистрации.
Предметом франчайзинга может быть только бренд, имеющий статус объекта промсобственности.
Это означает, что товарный знак должен успешно пройти процедуру госрегистрации в фед. институте промсобственности, подтверждением чего является наличие у владельца бренда правоустанавливающего документа – свидетельства о госрегистрации товарного знака. Незарегистрированный бренд не является промсобственностью и не может быть предметом франчайзинговой сделки.
Еще одной особенностью предмета рассматриваемого договора является то, что, под угрозой недействительности, госрегистрации подлежат не только сами объекты промсобственности, но и все сделки с ними, разумеется, включая и договор комм. концессии.
Субъектами франчайзинговых правоотношений могут выступать только юр. лица и частные предприниматели, официально имеющие статус ИП. Это также связано со спецификой предмета договора, поскольку бренд используется только для коммерческой деятельности, а частным лицам на постоянной основе заниматься коммерческой деятельностью в России запрещено.
Как правило, по франшизе (договору франчайзинга) передается не только сам бренд, но и некоторые другие объекты интеллектуального труда, например, так называемые «ноу-хау» (производственные и коммерческие секреты компании).
Кроме этого в договоре франчайзинга часто присутствуют элементы других договорных конструкций, что свидетельствует о тяготении отношений франчайзинга к смешанному типу сделок.
Вышеперечисленные обстоятельства на практике порождают множество споров, разрешение которых, согласно гражданскому законодательству возможно только в судебном порядке.
Споры по франчайзингу и порядок их разрешения
Поскольку субъектный состав споров по договорам франчайзинга исключает возможность участия в них частных лиц, данная категория судебных дел разрешается через арбитраж.
В качестве первой судебной инстанции выступают арбитражные суды субъектов РФ, которые рассматривают споры по франчайзингу в порядке искового производства.
Если требуется апелляция, то заинтересованное в обжаловании лицо имеет обеспеченную правом возможность обратиться в апелляционные арбитражные суды.
Также по рассматриваемой категории дел возможна кассация и рассмотрение спора в порядке надзора.
В качестве кассационной инстанции выступает суд по интеллектуальным правам. Интеллектуальный суд структурно относится к системе арбитражного судопроизводства и рассматривает дела, связанные только с интеллектуальной собственностью.
В качестве надзорной инстанции по спорам в отношении договоров франчайзинга является Высший арбитраж (ВАС РФ).
Решение, принятое по делу в порядке надзора является окончательным.
Предмет доказывания
Предметом доказывания в спорах по франчайзингу может быть множество фактов, особенно, если оспаривается договор смешанного типа.
Основными фактами, которые могут повлиять на результат арбитражного разбирательства, являются:
- Наличие правоустанавливающих документов на бренд и иные объекты промсобственности, передаваемые по договору.
- Наличие или отсутствие госрегистрации договора франчайзинга.
- Подписание договора франчайзинга надлежащими лицами.
- Наличие обременения по оспариваемому договору, например договор залога на товарный знак и т. д.
- Порядок выплат и сумма вознаграждения.