Договор коммерческой концессии на полезную модель
Договор коммерческой концессии (франчайзинговый договор) – это договор, по которому правообладатель комплекса исключительных прав, в том числе прав на полезную модель, секрет производства, предоставляет другой стороне (пользователю) право на использование комплекса исключительных прав на установленных в договоре условиях.
Договор коммерческой концессии на полезную модель заключается для следующих целей:
-
Получение дополнительной прибыли от использования полезной модели
При заключении договора коммерческой концессии правообладатель может получить дополнительный доход путем предоставления другим лицам комплекса исключительных прав на полезную модель
-
Расширение собственного бизнеса
Благодаря заключению договора коммерческой концессии правообладатель получает дополнительное звено в уже существующий бизнес, не вкладывая при этом своих средств
В стоимость получения услуги входит:
- Составление договора коммерческой концессии на полезную модель
- Подготовка и подача документов, необходимых для регистрации договора коммерческой концессии
- Получение зарегистрированного в Роспатенте договора коммерческой концессии
Документы и сведения, необходимые для получения услуги:
- Патент на полезную модель
- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины
Договор коммерческой концессии на полезную модель – соглашение об использовании в предпринимательской деятельности одним предпринимателем (пользователь, франчайзи) комплекса исключительных прав (франшизы), включающего права на использование полезной модели, принадлежащего другому предпринимателю (правообладателю, франчайзеру), за определенное вознаграждение.
Договор коммерческой концессии больше известен в международной юридической практике под названием «договор франчайзинга».
Так как полезная модель представляет собой оригинальное техническое решение, предназначенное для улучшения и модернизации различных устройств, условие об ее использовании часто входит в предмет договора коммерческой концессии. Вместе с правом использования полезной модели правообладатель по договору коммерческой концессии, в отличие от лицензионного договора, должен предоставить пользователю возможность использования средств индивидуализации производителя товара и других исключительных прав (право на коммерческое обозначение, товарный знак, способы и секреты производства и другие права).
Сторонами по договору выступают:
Правообладатель – обладатель комплекса исключительных прав, включающих права на полезную модель.
Пользователь – лицо, желающее использовать в предпринимательской деятельности коммерческий опыт правообладателя и принадлежащие ему права, в том числе на полезную модель.
Обе стороны договора должны являться предпринимателями (ИП или юридическими лицами).
Коммерческая субконцессия
Договором коммерческой концессии может предусматриваться право пользователя с разрешения правообладателя предоставлять принадлежащий последнему комплекс исключительных прав другим пользователям по коммерческой субконцессии. Договор субконцессии заключается строго в пределах основного договора коммерческой концессии, поэтому больший объем передаваемых в пользование исключительных прав, чем тот, который указан в договоре коммерческой концессии, невозможен.
Цели заключения договора коммерческой концессии
-
Цели правообладателя
Заключая договоры коммерческой концессии, правообладатель продолжает территориально завоевывать рынок и знакомить со своей продукцией новых потребителей. Договор франчайзинга значительно снижает риски продвижения продукции для правообладателя, в том числе и за рубежом, так как пользователь франшизы сам отвечает за успех продвижения продукции на рынке.
-
Цели пользователя
Заключая договор коммерческой концессии, пользователь без особых затрат сможет быстро приобрести постоянных клиентов и развить свое дело.
Обязанности сторон договора коммерческой концессии
-
Обязанности правообладателя:
- предоставление другой стороне (пользователю) комплекса исключительных прав и всей необходимой технической и коммерческой документации;
- проведение соответствующего инструктажа пользователя и его персонала;
- государственная регистрация договора (если самим договором не предусмотрено иное);
- контроль качества деятельности пользователя, которое должно быть не ниже, чем у правообладателя.
-
Обязанности пользователя:
- периодическая выплата вознаграждения правообладателю;
- активное продвижение полезной модели на рынке и реализация других исключительных прав;
- поддержка качества продукции на уровне не ниже качества продукции, произведенной правообладателем;
- выполнение требований правообладателя, прописанных в договоре относительно использования исключительных прав;
- обеспечение публичного предупреждения покупателей/клиентов о том, что использование полезной модели осуществляется в рамках договора коммерческой концессии;
- заключение договоров субконцессий (по соглашению сторон);
- сохранение в тайне сведений, полученных от правообладателя, которые относятся к коммерческой тайне и/или секретам производственной деятельности.
Основные требования к договору коммерческой концессии
К гражданско-правовым договорам, в том числе и к договорам коммерческой концессии, на законодательном уровне всегда предъявляются определенные требования к их форме, а также наличию в договоре всех необходимых для него существенных условий. Несоблюдение какого-либо из этих требований приводит к признанию сделки ничтожной прямо с момента ее совершения.
-
Существенные условия договора
Существенные условия договора – это такие условия, без отражения в договоре которых он не может считаться заключенным.
Существенными условиями договора коммерческой концессии являются:
- Цена договора (указание в договоре на условие о вознаграждении обязательно, так как договор коммерческой концессии носит возмездный характер);
- Предмет договора (объем предоставляемых исключительных прав и особенности их использования);
- Прочие условия, о которых по заявлению одной из сторон должна была быть достигнута договоренность.
-
Требования к форме договора и государственной регистрации
Договор коммерческой концессии заключается только в письменной форме, под угрозой ничтожности сделки. По правилам статьи 1028 ГК РФ, договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации. Орган регистрации – Роспатент.