15 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Китай-Город, Чистые прудыул. Покровка, д. 3/7, стр. 1БСхема
График работыПН-ЧТ: 9:00 - 18:00ПТ: 9:00 - 17:00

Использование чужого товарного знака: главные правила

По общему правилу, использование третьими лицами чужого бренда, равно как и иных объектов интеллектуальной собственности, является противозаконным и влечет за собой массу юридических и финансовых неприятностей. Однако, в отдельных случаях, на легальных основаниях чужой бренд использовать все же можно, но при условии строгого соблюдения определенных правил, установленных нормами законодательства.

Давайте рассмотрим базовые ситуации, в которых допускается использование чужого товарного знака и основные правила такого использования применительно к каждому случаю.

Ситуация №1. Наличие соглашения с правообладателем, предоставляющего право ограниченного использования бренда

Действующее законодательство разрешает правообладателям передавать объекты интеллектуальной собственности третьим лицам в ограниченное пользование путем заключения с ними лицензионных или франчайзинговых сделок, а также путем предоставления им простого согласия на использование в письменной форме. Из этого следует, что при наличии такого согласия или договора с правообладателем, чужой бренд можно использовать на легальных основаниях, но только в пределах предоставленных правообладателем полномочий. Это означает, что в ходе использования чужого бренда необходимо руководствоваться положениями договора с правообладателем и ни в коем случае не выходить за его рамки.

Например, если правообладатель разрешил Вам использовать свой бренд на территории определенного региона или только для маркировки конкретного товара, то выход за пределы этого региона или маркировка брендом другой продукции, которая не была указана в договоре, будут считаться не только нарушением условий сделки, но и незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности.

Кроме этого необходимо строго соблюдать финансовые и иные условия сделки. Не задерживать лицензионные или франчайзинговые платежи, не разглашать ноу-хау и коммерческую информацию правообладателя и т. д.

Таким образом, если Вы соблюдаете все правила, предусмотренные договором с правообладателем, то никаких проблем с законом по вопросам использования чужого товарного знака у Вас не возникнет. Более того, в случае, если правообладатель вдруг сам нарушит условия договора, у Вас будет право обратиться в суд и взыскать с недобросовестного правообладателя все убытки и компенсацию.

Ситуация №2. Исчерпание права на бренд

Согласно статье 1487 ГК, использование чужих брендов считается законным, при условии, что товары, промаркированные тем или иным товарным знаком, были введены в оборот на территории России их правообладателем или уполномоченными им третьими лицами. Это значит, что, например, владелец магазина при продаже товаров не обязан получать согласие правообладателей брендов, которые он продает. Однако, если эти товары были ввезены на территорию РФ нелегально, то помимо всех прочих нарушений законодательства (налоговых, таможенных и иных), владелец магазина понесет ответственность и за нелегальное использование чужих брендов.

Ситуация №3. Нахождение бренда вне сферы правовой защиты

При рассмотрении вопроса о правомерном использовании чужого бренда необходимо иметь в виду и тот факт, что само по себе наличие чужого товарного знака еще не означает, что данный бренд не может быть свободно использован третьими лицами без заключения соответствующих сделок с правообладателем. Все зависит от сферы его защищенного использования. Так, к примеру, бренд может иметь правовую охрану только по одному или нескольким, но не всем, классам МКТУ, поскольку регистрация бренда по всем классам МКТУ обходится значительно дороже, а его правообладателя интересуют только конкретные сферы деятельности. Таким образом, если Ваша сфера деятельности не входит зону правовой защиты чужого бренда (не была указана при регистрации бренда), Вы можете использовать ее абсолютно свободно.

Чтобы выяснить, можно ли свободно использовать конкретный чужой бренд, достаточно получить полную информацию о нем при помощи сервиса поиска на официальном сайте Роспатента.

Досрочное прекращение правовой охраны бренда

Еще одним основанием для правомерного использования чужого бренда является досрочное прекращение его правовой охраны. Это возможно в двух ситуациях:

  1. Правообладатель по каким-либо причинам не оплатил госпошлину за продление правовой охраны своего бренда. Узнать о прекращении или временной приостановке правовой охраны опять-таки можно при помощи сервиса поиска на сайте Роспатента.
  2. Правовая охрана была прекращена досрочно, по решению суда, в связи с длительным неиспользованием бренда во всех или только в конкретных сферах деятельности. Инициатором обращения в суд, как правило, являются заинтересованные лица, которые хотят использовать чужой бренд на законных основаниях. Обратиться в суд имеет смысл, если правообладатель не использовал бренд более трех лет подряд.

Соблюдая указанные нами простые правила, можно использовать чужие бренды законно и безопасно.

Статьи автора
Все статьи автора
Последние статьи рубрики
Все статьи рубрики
УДОБСТВО РАБОТЫ
Большинство услуг может быть оказано дистанционно. Предлагаем все виды онлайн-оплат
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Большинство услуг оказывается в течение суток с момента оплаты и предоставления документов
ОФИС СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ
Офис в самом центре Москвы, своя парковка, просторные переговорные.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СЕРВИСА
Персональный менеджер, индивидуальное коммерческое предложение, контроль и оповещение на всех этапах
НАДЕЖНОСТЬ
Работаем на рынке с 2005 года
ГАРАНТИИ
За годы практики ни одного отказа в регистрации товарных знаков
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ
Мы поможем решить почти любой вопрос в области нашей профессиональной компетенции
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Экспертное мнение юристов URVISTA регулярно выходит в самых известных СМИ: журналах, газетах, на радио и ТВ
ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ РЫНКА
Стабильно занимаем лидирующие позиции в рейтингах юридических компаний
наверх