Договор коммерческой концессии (другие названия договор франчайзинга или франшиза) представляет собой разновидность лицензионного договора.
Принципиальная разница между лицензионным договором и коммерческой концессией заключается лишь в объёме передаваемых прав и возникающих обязанностей сторон.
Договор коммерческой концессии некоторые юристы относят к составным, поскольку он состоит из нескольких «простых» договоров.
Содержание договора коммерческой концессии, как уже говорилось выше, сходно с содержанием лицензионного договора. В нём также в обязательном порядке подробно прописывается предмет договора, территория действия, объём использования, размер вознаграждения и т.д.
Проводя аналогию с лицензионным договором, законодатель даже указал в самом тексте нормы закона, что к договору коммерческой концессии могут быть применимы положения о лицензионном договоре.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга):
- является возмездным (условие о конкретной сумме вознаграждения обязательно);
- сторонами по договору (пользователем и правообладателем) могут выступать только юр. лица и ИП;
- подлежит государственной регистрации (действие договора начинается с момента регистрации) и требует письменной формы. Следует от метить, что нарушение условий о форме договора, а также о его госрегистрации влечет за собой недействительность рассматриваемого договора;
- в отличие от лицензионного договора предметом договора коммерческой концессии является комплекс передаваемых прав в соответствии со ст. 1027 ГК;
- договор коммерческой концессии должен в себе содержать подробное описание обязанностей сторон по его исполнению.
В договоре коммерческой концессии может быть предусмотрено право или обязанность пользователя заключать договоры субконцессии.
Основные обязанности правообладателя:
- предоставить комплекс исключительных прав;
- обеспечить профессиональное консультирование и обучение персонала пользователя;
- предоставить все необходимые сведения по вопросам использования изобретения (технические, информационные и коммерческие).
Основные обязанности Пользователя:
- вовремя выплачивать вознаграждение Правообладателю;
- хранить в секрете все сведения, полученные от Правообладателя об изобретении, которые составляют или могут составить в будущем коммерческую тайну, принадлежащую компании Правообладателя.
Выгода правообладателя по договору коммерческой концессии очевидна: он получает предусмотренное договором вознаграждение. Пользователь взамен приобретает полную информацию и знания о конкретном техническом решении, преимуществах его использования и возможность извлечения полезных свойств из изобретения, а, следовательно, и прибыли, из комплекса, предоставленных ему Правообладателем исключительных правомочий.
Правообладатели, заключающие договоры коммерческой концессии как у нас в стране, так и по всему миру (договоры франчайзинга) ставят своей основной целью не увеличение выпуска продукции своим «родным» предприятием, а заключение как можно большего количества договоров франчайзинга, потому что вознаграждение по таким договорам становится их основным доходом.