Договор коммерческой концессии более известен в юридической практике как договор франчайзинга и выступает под этим названием в международном праве.
В российском законодательстве договор коммерческой концессии имеет ту же правовую природу, что и лицензионный договор, если, как указано в законе, это не противоречит сути договора коммерческой концессии.
Таким образом, почти всегда нормы, регулирующие отношения по лицензионным договорам, будут применимы и к договорам коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии можно представить как сложный (комплексный) договор, состоящий из нескольких лицензионных договоров.
Условия заключения договора коммерческой концессии следующие
-
Возмездный характер
Договор коммерческой концессии может быть только возмездным и либо предусматривать фиксированный размер периодических платежей, либо определенный порядок их выплаты.
-
Стороны договора
В России стороной, передающей в пользование комплекс исключительных прав, является Правообладатель, а стороной их получающей – Приобретатель.
Договор франчайзинга является аналогом договора коммерческой концессии за пределами РФ. В таком договоре Правообладатель именуется Франчайзером, а Приобретатель – Франчайзи.
Обе стороны коммерческой концессии, в соответствии с требованиями российского гражданского законодательства, могут быть только индивидуальными предпринимателями и/или юридическими лицами.
-
Существенные условия
- предмет договора (подробное описание всех передаваемых в пользование объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, включая промышленные образцы);
- размер вознаграждения;
- способы использования (область и объём используемых прав).
-
Условия, включаемые в договор сторонами
- территория действия
- срок действия
- обязанность Пользователя приобретать продукцию у Правообладателя и реализовывать её определённой категории лиц;
- обязанность Правообладателя не заключать подобных договоров с другими лицами на определённой территории/определённый срок;
- право или обязанность Пользователя заключать субконцессионные договоры;
- иные условия, о которых договорятся Стороны.
-
Форма договора
Договор франчайзинга (коммерческая концессия), включающая исключительные правомочия на промышленный образец, заключается в письменной форме и подлежит госрегистрации.
Договор франчайзинга (коммерческой концессии)считается заключённым с момента его госрегистрации.
Основные обязанности Правообладателя:
- предоставление комплекса соответствующих исключительных правомочий;
- обеспечение Пользователя профессиональными консультациями, а также проведение необходимого обучения персонала Пользователя;
- предоставление всех имеющих значение сведений по вопросам использования изобретения (технических, информационных и коммерческих)
Основные обязанности Пользователя:
- вовремя производить соответствующие выплаты Правообладателю;
- хранить в тайне все сведения, полученные от Правообладателя в рамках договора франчайзинга (коммерческой концессии), относящиеся к коммерческой тайне или содержащие секреты НОУ-ХАУ Правообладателя.