По общему правилу, установленному правовыми нормами патентного законодательства, правообладатели оригинальных художественно-конструкторских решений, получивших в официальном порядке статус промобразцов, имеют обеспеченную правом возможность использовать и распоряжаться ими, так как сочтут нужным, то есть по своему усмотрению.
Это значит, что никто, кроме правообладателя не может определять судьбу конкретного промобразца, а любое его использование без согласования с обладателем патента будет считаться незаконным.
Возможность использования промобразца третьими лицами по лицензиям или по франшизам появляется только при наличии соответствующей воли правообладателя.
Однако из этого правила имеется исключение, предусмотренное законодателем в статье 1362 Гражданского Кодекса, согласно которому при наличии определенных условий в их совокупности, права обладателей патентов на оригинальные промобразцы могут быть ограничены путем применения процедуры принудительного лицензирования.
Сущность принудительного лицензирования
Принудительное лицензирование основано на идее правового стимулирования научно-технического прогресса. Данная юридическая концепция возникла еще в конце девятнадцатого века и была нормативно закреплена в международной Конвенции по вопросам охраны промсобственности 1883 года, которая действует и в настоящее время.
Указанная Конвенция получила в мире широкое распространение, среди ее участников был и Союз Советских Социалистических Республик, чьей правопреемницей сегодня выступает Российская Федерация.
Сущность концепции правового стимулирования научно-технического прогресса сводится к тому, что промсобственность нуждается в особом подходе правового регулирования, поскольку она имеет непосредственное влияние на удовлетворение материальных потребностей человека и общества, что существенно отражается на качестве и уровне жизни людей. Это значит, что права одного человека (в данном случае правообладателя) не должны никоим образом ущемлять права других людей.
То есть, с одной стороны, права обладателей патентов на объекты промсобственности необходимо охранять и защищать, а с другой стороны - требуется обеспечить эффективное использование объектов промсобственности, которые необходимы для развития научно-технической деятельности и покрытия материальных потребностей человека в необходимом объеме.
Из этого следует, что на государственном и международном уровне необходимо осуществлять контроль за использованием объектов промсобственности, при помощи которого можно своевременно выявить проблему неэффективного использования объектов промсобственности и разрешить ее в правовом поле таким образом, чтобы одновременно обеспечить охрану прав обладателей патентов и при этом максимально учесть интересы потребителей.
Институт принудительного лицензирования промобразцов и некоторых других объектов промсобственности представляет собой правовой инструмент, который позволяет в случаях, когда это необходимо и оправданно, предоставить право заинтересованным лицам использовать объект промсобственности без согласия обладателя патента.
Предоставление такого права третьим лицам является крайней мерой (поскольку она существенным образом ограничивает права обладателя патента). В этой связи такая мера может быть применена только в случаях, когда неэффективное использование объекта промсобственности его правообладателем приводит к возникновению дефицита определенных товаров или услуг на рынке и эта ситуация требует вмешательства государства. При этом принудительное лицензирование должно сопровождаться неукоснительным соблюдением правил, установленных законодателем в статье 1362 ГК РФ.
Таким образом, принудительное лицензирование хотя и ограничивает права обладателей патентов на уникальные художественно-конструкторские решения, но при этом восполняет необходимые материальные потребности человека и общества, без которых развитие и нормальное функционирование инновационного и индустриального общества было бы невозможным или существенно затруднено.
Процедура принудительного лицензирования
В силу того, что принудительное лицензирование ограничивает права обладателей патентов, его процедура представляет довольно сложный процесс, чтобы исключить возможность злонамеренности в действиях лиц, не получивших согласия обладателей патентов и настаивающих на выдаче лицензий на интересующие их объекты промсобственности в принудительном порядке.
Иными словами, чтобы инициировать процедуру принудительного лицензирования недостаточно лишь одного желания кого-либо заключить лицензионный договор на использование понравившегося ему художественно-конструкторского решения или иного объекта промсобственности.
Необходимо также соблюсти все условия в их совокупности, при которых принудительная лицензия на промобразец может быть выдана.
Обращение в судебные органы
Чтобы получить лицензию на промобразец в принудительном порядке, необходимо обратиться в судебные органы (а конкретнее в арбитражный суд) с исковым заявлением, в котором необходимо подробно изложить все мотивы и аргументы, которыми руководствуется истец, желающий получить лицензию на уникальное художественно-конструкторское решение.
Кроме этого в исковом заявлении требуется указать:
- предполагаемый объем и условия использования оригинального художественно-конструкторского решения;
- порядок произведения расчетов с обладателем патента;
- иные детали, связанные с будущим использованием художественно-конструкторского решения.
Если судьями будет принято решение в пользу истца о заключении лицензионного договора в принудительном порядке, то в судебном решении будет подробно указано на каких условиях и в каком объеме промобразец может быть использован в рамках принудительной лицензии.
Как правило, определяя эти моменты, суд исходит из средних показателей по использованию такого рода объектов промсобственности, относительно их примерной стоимости и необходимости использования в конкретном объеме.
Что является предметом доказывания по данной категории дел?
Предметом доказывания по делам о принудительном лицензировании являются следующие вопросы в их совокупности:
-
Неэффективность использования художественно-конструкторского решения его законным правообладателем.
Неэффективностью использования здесь считается как недостаточный объем использования, так и полный отказ от использования промобразца. Наиболее частыми причинами неэффективного использования, как показывает судебная практика, бывают недостаток финансовых средств, орудий производства, утрата интереса к художественно-конструкторскому решению со стороны его правообладателя.
-
Неэффективное использование должно продолжаться не менее четырех лет.
После получения правообладателем правоустанавливающего документа (патента). Обратите внимание, что датой исчисления указанного четырехлетнего срока будет являться не дата выдачи правоустанавливающего документа (патента), а дата приоритета художественно-конструкторского решения, то есть дата принятия и регистрации заявки на промобразец сотрудниками Роспатента или сотрудниками патентного ведомства, находящегося на территории государства, подписавшего Парижскую Конвенцию;
-
Неэффективность использования порождает на рынке дефицит соответствующих товаров либо услуг.
Иными словами спрос на конкретные товары или услуги, при производстве которых необходимо использовать конкретный промобразец, существенным образом превышает имеющиеся предложения.
-
Наличие у истца необходимых условий для эффективного использования художественно-конструкторского решения.
То есть истцу следует доказать, что у него достаточно финансовых средств, для выполнения конкретных необходимых действий по использованию объекта промсобственности в заявленном им объеме, имеется необходимое оборудование, человеческий ресурс и т. д.
Если хотя бы одно из приведенных выше условий будет отсутствовать, то суд откажет в принудительном лицензировании.
Охрана прав обладателей патентов на промобразцы при процедуре принудительного лицензирования
Несмотря на то, что принудительное лицензирование ограничивает права обладателей патентов, следует отметить, что современное законодательство предусматривает максимально возможные меры по предотвращению ограничения их прав подобным образом.
Если мы сравним ныне действующее патентное законодательство и правовые нормы, действовавшие до вступления в действие четвертой главы Гражданского Кодекса, то мы увидим, что раньше принудительное лицензирование можно было инициировать значительно проще, посредством мотивированного обращения в Палату по патентным спорам, являющуюся подразделением федерального института промсобственности.
Теперь же, чтобы добиться выдачи лицензии в принудительном порядке необходимо обращаться в арбитражный суд, оплачивать соответствующие издержки, доказывать необходимость выдачи лицензии для соблюдения интересов потребителей и т. д.
То есть законодатель в четвертой части ГК пошел по пути максимально возможной защиты прав обладателей патентов, установив правило о том, что:
- принудительное лицензирование возможно только через суд;
- принудительное лицензирование возможно только в тех случаях, когда это необходимо для удовлетворения общественных интересов, а не одного желания конкурентов патентообладателя.
Также следует отметить, что в ходе судебного заседания патентообладатель имеет обеспеченную правом возможность сослаться на то, что неэффективность использования им художественно-конструкторского решения была вызвана уважительными причинами (естественно при наличии таковых).
Кроме этого, законодатель предоставляет правообладателям промобразцов возможность прекратить действие принудительной лицензии в любой момент, как только условия, в силу которых была выдана такая лицензия, отпадут, а их повторное возникновение будет считаться маловероятным.
Для этого правообладателю художественно-конструкторского решения требуется всего лишь обратиться с исковыми требованиями о прекращении действия принудительной лицензии, в котором подробно изложить свои доводы.