Как существуют знаки для индивидуализации товаров, точно также каждая уважающая себя фирма, которая предоставляет на рынок определенные услуги, пожелает создать свой фирменный знак, так называемый бренд, который со временем не только себя окупит, но и принесет дополнительную прибыль. Но, обо всем по порядку.
Право на знак обслуживания имеет то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на кого он зарегистрирован.
Зарегистрированный знак приобретает правовую охрану. На знак обслуживания, как и на товарный знак, действует исключительное право. Оно наделяет его собственника определенными в законе правами и полномочиями. Так, собственник знака обслуживания имеет право использовать данное обозначение или распоряжаться им, не запрещенными законом способами.
Сферы применения знаков для обслуживания довольно различны. Это и банковская сфера, и страхование, строительный бизнес и транспорт, сфера информационных услуг и т.п. Безусловно, для того, чтобы у предприятия возникло право на знак обслуживания, для этого нужно данный знак зарегистрировать. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания происходит в уполномоченном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Лицо, на имя которого зарегистрирован знак обслуживания, то есть правообладатель, имеет исключительные права на данный знак, что также подтверждается полученным после проведения регистрации свидетельства.
На основании предоставленных правообладателю прав, он имеет возможность отчуждать свое исключительное право на определенный, зарегистрированный за ним знак обслуживания, а также передавать его во временное использование другим лицам по договору. В случае заключения лицензионного договора, к временному пользователю прав на знак обслуживания (лицензиату) переходит не весь комплекс исключительных прав на товарный знак, а лишь тех, что решит передать сам собственник исключительного права на данный знак (лицензиар). К тому же, имея право использовать в своем бизнесе знак обслуживания, фирма лицензиат не имеет права распоряжаться данными ему правами.
Условия договора о предоставлении лицензии на знак обслуживания должны совпадать с теми, что устанавливаются законодателем. Почему это так важно? Лицензионные договоры, как и договоры отчуждения исключительного права на знак для обслуживания, обязательно должны быть зарегистрированы в Роспатенте. Тем самым, закон уже устанавливает порядок заключения данных договоров. Уполномоченный орган регистрации имеет права и обязанности проверять условия лицензионных и иных, заключаемых в отношении знака для обслуживания, договоров на предмет их соответствия закону. Например, если в договоре будут отсутствовать важные и существенные условия таких правоотношений, регистратор откажет в осуществлении государственной регистрации. Это же касается иных правовых нюансов, которые изложены в законодательстве.
Предприятие, или предприниматель, который владеет исключительными правами на знак обслуживания, имеет возможность не только распоряжаться данным правом путем заключения договоров в отношении передачи данных прав другим лицам, но и использовать их самостоятельно. Право на знак обслуживания уже включает в себя право использование знака и его правовую охрану.
Правовая охрана распространяется, как уже указывалось выше, только на зарегистрированные торговые марки и знаки обслуживания. Такое право дает возможность разрешать и запрещать использование знака любым лицом. Исключительность права на знак обслуживания и состоит в том, что правообладатель имеет беспрепятственное право самому пользоваться данным знаком, передавать право на использование им другим лицам, а также препятствовать незаконному использованию знака.
Если исключительное право на знак обслуживания нарушен другим лицом, то правообладатель имеет законную возможность защитить его несколькими способами.
Во-первых, требовать от самого нарушителя прекращения незаконного использования.
Во-вторых, обращение в органы власти для пресечения незаконных действий правонарушителя.
В-третьих, обращение в арбитражный суд для защиты своего нарушенного права.
В первом случае, правообладатель использует свое законное право требовать прекращения несанкционированного использования знака обслуживания.
Второй же способ предусмотрен законодательством для того, чтобы привлечь нарушителя прав фирмы к административной или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак применяется к правонарушителю по исковому заявлению самого правообладателя.