Какие изменения при работе на маркетплейсах жду продавцов? Как будет отслеживаться контрафакт и какие меры будут применяться к продавам?
Как показывает практика, продавцы контрафакта, как правило, сбывают свой товар на популярных маркетплейсах. Чаще всего речь идет о парфюме, одежде и обуви. По итогам проверок выявляемый контрафакт по отдельным категориям товаров составляет до 70 процентов.
Учитывая количество наименований товара на таких площадках, как Озон, Wildberries, Яндекс.Маркет и т.д., своевременно выявить контрафакт и заблокировать недобросовестного продавца довольно сложно.
Однако в уже самое ближайшее время (примерно второй квартал этого года) многие маркетплейсы подключатся к Реестру недобросовестных поставщиков, одному из новых сервисов системы маркировки товаров, который по сути представляет собой самый настоящий “черный список” продавцов контрафакта. В настоящее время эта технология уже успешно тестируется на Яндекс.Маркете.
Как будет работать “черный список”?
Прежде всего, маркетплейс должен подключиться к системе маркировки товаров. После этого он будет получать из этой системы актуальную информацию о всех своих продавцах в режиме реального времени. Если система выявит какие-либо нарушения правил маркировки со стороны продавца, соответствующие данные мгновенно окажутся в системе. И далее, в автоматическом порядке, информация о нарушителе оперативно окажется в распоряжении маркетплейса.
В итоге продавец будут занесен в “черный список” и его будут отфильтровывать на всех крупных торговых площадках, так как все они в конечном счете будут подключены к общей системе. Уже сейчас о своем желании присоединиться к сервису высказали все крупные торговые платформы. Однако система позволит выявлять лишь тех продавцов, которые продают товары, подлежащие обязательной маркировке.
Как маркетплейсы борются с контрафактом сейчас?
На данный момент в случае выявления контрафактного товара маркетплейс блокирует только карточку такого товара. Каких-либо репрессий по отношению к продавцу торговые площадки не применяют. Претензии к продавцу предъявляет правообладатель товарного знака, размещенной продукции.
Но вслед за появлением нового сервиса ожидается, что у маркетплейсов появятся полномочия на первый раз приостанавливать деятельность продавца на три месяца, а в случае выявления повторного нарушения полностью отказывать такому продавцу в сотрудничестве. Причем уже не на одной, а на всех торговых площадках, которые будут подключены к системе. Соответствующие предложения уже обсуждаются между представителями крупных торговых площадок и ФАС.