Давайте начнем с общих моментов, а именно с законодательства по авторскому праву, как гласит ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действительно в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Что это означает: то, что произведение не переходит в общественное достояние, т.е. оно не является бесплатным и свободным по своей природе.
Если говорить об истоках, то начало ведется от Бернской конвенции, где впервые на международном уровне полно и подробно были изложены положения об авторском праве, к которой со временем начали присоединяться другие страны- участники. В Бернской Конвенции предусматривается продолжительность срока охраны авторских прав — все время жизни автора плюс как минимум 50 лет после его смерти.
В большинстве стран, и в Америке тоже, срок действия авторских прав варьируется от 50-70 лет после смерти автора.
Вероятнее всего у наших зрителей возникает вопрос: если человек умер, кто же тогда будет распоряжаться исключительным правом? Все просто - ваши наследники. Соответственно, все урегулирования прав будут вестись через них, они будут получать определенные денежные средства за использования произведений, разрешать или запрещать использование, либо передавать исключительные права.
К вопросу о наследниках Пушкина, конечно, они были бы баснословно богаты. Можем обратиться к прямому более наглядному примеру, это композиторы, ведь практически в каждой телепередаче, в каждом фильме идет музыкальное сопровождение. Так вот, использование даже очень короткого фрагмента влечен за собой выплату вознаграждения. Если наследников много, то оплаты делятся пропорционально между всеми. Зачастую авторы прибегают к организациям, которые управляют их правами. Т.е. юридически сопровождают весь процесс урегулирования отношений между автором и лицом, которое планирует использовать результат творческого труда.
Что касается законодательства в сфере авторских прав и действенной защиты, то конечно, по моему мнению, самой прогрессивной и активной страной является Америка. Возможно развитие произошло от того, что в определенный момент мультимедийные продукты этой страны вышли на первый план. Особенность в том, что потребность защиты у них возникла раньше.
Однако, нельзя сказать, что Россия сейчас уступает в защите другим странам, скорее всего уступает в информированности населения о своих правах, т.к. не многие знают, что результат творческого труда находится под защитой авторского права. Многие крупные телевизионные холдинги, продюссерские центры и издательства активно при выпуске продукта ведут так называемую очистку прав и практически никогда не выпускаются до полной очистки. Что такое очистка прав? Это предотвращение претензий о нарушении авторских прав, т.е. полное урегулирование отношений с авторами первичных произведений. Т.к. как мы знаем, что лучше урегулировать отношения «на берегу» , чем потом годами судиться.