16 мая 2013 года Советом экономической комиссии Евразийского Союза был одобрен проект совместного договора между Россией, Беларусь и Казахстаном по вопросам единой процедуры регистрации брендовых обозначений (товарных знаков, мест происхождения продукции, а также знаков обслуживания) на территории единого экономического пространства в рамках Таможенного Союза.
Указанный договор должен вступить в силу после того, как его ратифицируют все страны-участники ТС (Таможенного Союза).
На данный момент, участникам ТС предписывается привести к соответствию с положениями рассматриваемого проекта договора свое внутреннее законодательство об охране промышленной собственности. Срок для проведения соответствующих внутригосударственных процедур был рекомендован участникам ТС до наступления 1 августа 2013 года.
В соответствии с рассматриваемым проектом договора в отношении брендовых обозначений предусматривается два типа осуществления единой регистрации:
-
Единая регистрация, которая полностью заменяет собой внутригосударственную процедуру госрегистрации объектов промсобственности.
Такой тип единой регистрации предлагается установить пока только для одного вида брендовых обозначений – наименований мест происхождения товаров (в аббревиатурном написании и далее по тексту – НМПТ).
-
Единая регистрация, которая будет существовать одновременно с национальной системой госрегистрации объектов промсобственности.
Данный тип единой регистрации устанавливается для товарных знаков (в аббревиатурном написании – ТЗ), а также для знаков обслуживания (в аббревиатурном написании – ЗО) и позволяет владельцам брендовых обозначений самостоятельно определять территорию осуществления правовой охраны (только в рамках РФ или в рамках всего единого экономического пространства ТС).
Сущность единой регистрации
По замыслу авторов рассматриваемого проекта договора факт единой регистрации дает владельцам брендовых обозначений возможность пройти процедуру регистрации брендов за один раз и одновременно на территории всех государств – участников ТС.
Таким образом, при помощи единой регистрации можно значительно:
- упростить регистрационные действия в отношении брендов, которым требуется правовая охрана не только на территории России, но также и на территории государств-участников ТС;
- ускорить предоставление брендам правовой охраны в рамках территории Таможенного Союза.
Для осуществления единой регистрации брендовых обозначений появятся единые реестры товарных знаков и знаков обслуживания, которые будут вестись наряду с соответствующими внутригосударственными реестрами, а также единый реестр для НМПТ, который заменит собой существующие внутригосударственные реестры НМПТ в России, Беларуси и Казахстане.
Порядок осуществления единой регистрации брендовых обозначений
Согласно положениям рассматриваемого проекта договора, заявка на проведение процедуры единой регистрации ТЗ И 3О может быть принята уполномоченным регистрирующим органом. В России регистрирующим органом, как в рамках внутригосударственной регистрации, так и в рамках процедуры единой регистрации, признается фед. институт промсобственности, расположенный в Москве по адресу: Бережковская набережная, дом 30, корпус первый. В Беларуси и Казахстане единую регистрацию также будут осуществлять действующие патентные ведомства.
В обязанности регистрирующего органа при осуществлении процедуры единой регистрации, будет входить проведение предварительной проверки брендовых обозначений, а также надлежащее уведомление заявителей по вопросам выплаты патентных платежей, как внутри своего государства, так и в остальных государствах-участниках ТС.
Это, с одной стороны, позволит заявителям сэкономить свои средства на самостоятельное проведение проверки по международным классификаторам ТЗ и иным открытым источникам, а с другой стороны, ограничит возможность быстрой корректировки обозначений, в случае обнаружения в ходе проверки сходных брендов уже зарегистрированных или ожидающих регистрации.
Какие обозначения не смогут пройти процедуру единой регистрации?
В рассматриваемом проекте договора особо отмечается, что единая регистрация не будет осуществляться в отношении товарных знаков, представляющих собой графические обозначения, а также в отношении гарантийных знаков и знаков сертификации.
Это означает, что данные исключенные обозначения могут быть зарегистрированы в существующем внутригосударственном порядке, то есть отдельно в каждом государстве.
Также в единой регистрации традиционно будет отказано обозначениям, которые уже зарегистрированы или ожидают регистрации в одном из государств ТС на иное лицо и в отношении однородной продукции.