Рано или поздно каждый ИП приходит к осознанию необходимости индивидуализировать свою продукцию или услуги под ярким и запоминающимся брендом. Ведь очевидно, что потенциальный покупатель скорее остановит свой выбор на продукте с привлекательным названием, отражающем суть его потребительских свойств и качеств, чем обратит внимание на скромную надпись “ИП Иванова”. У юрлиц в этом смысле гораздо больше свободы действий, поскольку юрлицо может изначально выбрать себе подходящее название и зарегистрироваться под ним в налоговой. Тем не менее, действующее законодательство также предоставляет ИП возможность выделиться на фоне конкурентов и повысить свою узнаваемость на рынке путем регистрации привлекательного названия для своего магазина или конкретной линейки продукции в качестве товарного знака.
Процедура регистрации названия ИП в качестве товарного знака
Давайте рассмотрим весь процесс регистрации названия ИП по шагам.
Шаг №1. Разработка бренда
В процессе выбора подходящего названия нужно учитывать два момента:
- Название должно быть информативным и привлекательным для потенциального потребителя;
- Бренд должен быть уникальным, в противном случае Роспатент (а точнее, его подразделение ФИПС) просто откажет в регистрации.
Шаг №2. Проверка на уникальность
Когда разработка бренда завершена, его необходимо проверить по базам Роспатента и иным открытым источникам, чтобы убедиться в том, что трудностей при регистрации не возникнет. Проверку можно провести самостоятельно и даже бесплатно при помощи бесплатного сервиса на сайте ФИПСа и различных иных интернет- ресурсов. Но наиболее конструктивно будет воспользоваться платными услугами Роспатента или патентных поверенных. Платный поиск, безусловно, является более эффективным и дает более точные результаты, поскольку бесплатная проверка проводится только по открытым источникам и не учитывает поданные заявки. Платная же услуга ФИПСа включает в себя проверку всех зарегистрированных знаков, поданных заявок на их регистрацию, а также поиск по международным базам данных. Стоимость этой услуги вполне демократичная. Всего три с половиной тысячи рублей + отдельная плата за каждый класс МКТУ. Как правило, при регистрации названия ИП не требуется проверять много классов, поэтому затраты на качественную проверку не будут слишком существенными. А вот пользы и экономии времени от профессиональной проверки будет много.
Шаг № 3. Подготовка пакета документов
После проверки на уникальность можно приступать к формированию пакета документов заявки на регистрацию. Это тоже очень важный шаг, к которому следует отнестись серьезно. Прежде всего, следует грамотно и осознанно заполнить текст самого заявления с указанием тех категорий товаров или услуг, в отношении которых Вы планируете использовать регистрируемый бренд. Если забудете что-то указать, то правовая охрана на соответствующую категорию товаров и услуг распространяться не будет. Если укажете слишком много, то придется платить больше, и в будущем, если бренд не будет использоваться в отношении конкретных классов МКТУ, заинтересованные лица через суд потребуют прекращения его правовой охраны. Вместе с заявлением потребуется приложить описание брендового обозначения, его графическое изображение, перечень товаров по классам МКТУ и квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины. Иногда, по ситуации, могут потребоваться и иные дополнительные документы.
Шаг №4. Подача заявки
Когда пакет документов сформирован, можно смело подавать его в ФИПС. Находится это учреждение в Москве. Подать документы можно лично либо через патентного поверенного или представителя по доверенности. Кроме этого, при наличии цифровой подписи, можно подать заявку в электронном формате через сайт Госуслуги или прямо на сайте ФИПСа. Также Вы вправе отправить заявку по почте или факсу.
Шаг №5. Процесс регистрации
После принятия заявки пакет документов вначале проходит формальную экспертизу, во время которой специалисты ФИПСа проверяют комплектность и правильность оформления документов. На этом этапе у заявителя могут запросить дополнительные документы или сведения. Получив соответствующий запрос от специалистов ФИПС, необходимо предоставить интересующую их информацию как можно быстрее. В противном случае процедура регистрации может быть приостановлена, а через некоторое время - вообще прекращена.
После завершения формальной экспертизы процедура регистрации переходит в новую фазу, на которой проводится экспертиза по существу. Если по итогам этой экспертизы принимается положительное решение, то сведения о новом бренде заносятся в госреестр товарных знаков, а заявитель получает свидетельство о госрегистрации своего названия в качестве товарного знака.
Как правило, весь процесс регистрации занимает от одного года до полутора лет. Однако этот срок можно сократить, запросив в ФИПСе ускоренную регистрацию за дополнительную плату. В этом случае, процедура регистрации будет завершена в течение двух-трех месяцев.